добро, и потому мне радоваться
должно. Здесь надлежит показать, что в оной вещи нет никакого добра или
оно весьма мало, или хотя бы оно подлинно было, однако он того не имеет, или
оно ненадежно.
§ 124
Предложенным о
движении и
утолении страстей правилам следует учение о том, как себя или кого-нибудь
другого представить страстным, что весьма нередко употребляют сочинители
слова. Немало служит сие и к возбуждению и утолению страстей, ибо кто хочет
в одном возбудить любовь или утолить ненависть, тот может представить и
описать живо, как другой его любит, или кто хочет солдат своих возбудить к
надежде и а смелости, тот может изобразить, в какой робости
неприятели их находятся. Или, возбуждая радость, представить неприятелей
печальных, как Цицерон Каталину в слове 2. 167
§ 125
а Рит. рук. 1747 слова
надежде и отсутствуют. б Рит. корр. внизу страницы
рукой Ломоносова написано Апреля 6. Выбрав все печатать. Ломоносов.
|
Правила, которые служат к изображению
страстных людей,
суть те же, по которым страсти возбуждены бывают, и вся разность в том
состоит, что сочинитель слова, возбуждая страсти, слушателям показывает и
внушает оных причины, а изображаемый страстный человек представляется
так, что
он свою страсть показывает, изъявляя те же причины, которые его в страсть
приводят. Например, чтобы представить кого в радости, то должно сказать, 1)
как он тем услаждается, что получил великое добро, 2) а особливо, что
он6
оное любил и ныне любит, 3) как он в радости воспоминает положенные
труды, преодоленные препятства и беды в снискании оного, 4) как ему то
приятно, что он сие добро один получил, хотя и другие то же достать