|
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 239
самой
материи: хлеб
собирать с поля, то есть пшеницу; венки щипать а в лугах, то есть
цветки, из которых венки
сплетают; 5)
когда вещь содержащая или место полагается вместо содержимой: восток и льдистый
океан свои
колена преклоняют, ™ то есть живущие на востоке и при Ледовитом океане; острая
голова, то
есть острый
ум в голове; любезна небесам страна*** то есть богу, живущему на небесах; 6)
когда вместо вещи полагается
тот, кто ею владеет: сильный маломощного съедает, то есть его добро; при
военном шуме
молчат законы, то есть судьи; Укалегон горит, то есть дом его! 266
7) намерение или причина, для которой что бывает
вместо действия: 6 честь на алтарь возложить, то есть жертву для
чести божией; 8) признак вместо самой вещи: орел вместо Российской
империи; луна вместо Турции; десять дымов, то есть десять домов; седину
почитать
должно, то
есть старых.
''-
Антономазия есть
взаимная1"
перемена имен собственных и нарицательных, что бывает, 1) когда употребляется
имя собственное вместо нарицательного, например: Сампсон или Гер-кулес вместо
сильного, Крез вместо богатого, Цицерон вместо красноречивого; 2)
нарицательное вместо
собственного: Апостол пишет, то есть Павел; стихотворец говорит, то есть
Виргилий;
а Рит. рук. 1747
собирать; Рит. корр. исправлено на щипать, б Соч. 1759 свойства.
в Рит. рук. 1747 зачеркнуто 9) время настоящее
вместо
прошедшего», г Рит. рук. 1747 слово взаимная отсутствует.
|
3)
когда
предки или основатели полагаются вместо потомков, напр. : Славен вместо
славян, Иуда вместо еврейского народа;
4)
имя
отечественное вместо собственного: арпинянин вместо Цицерона, 268
троянин вместо Енея; 5) стихотворцы нередко полагают
свое собственное имя вместо местоимения я, как Овидий нередко называет себя
своим
прозванием Назон.
260
|
|