lomonosov-ps07

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 7 ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 7
ТРУДЫ ПО ФИЛОЛОГИИ
стр. 767


Тредиаковекого, датированного 1743 годом (Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 792, лл. 287-288), видно, что Письмо Ломоносова дошло до Российского собрания, вероятно, лишь в начале 1740 г.

К 11 февраля 1740 г. Тредиаковский сочинил от имени Собрания ответное письмо Ломоносову с возражениями против его доводов, однако другие члены собрания — Адодуров и Тауберт, как сказано в канцеляр­ской справке, тоже позднейшей (там же, л. 293 об. ), посоветовали Шума­херу „сего, учеными ссорами наполненного письма для пресечения дальних бесполезных и напрасных споров к Ломоносову не отправлять и на платеж на почту денег напрасно не терять". Шумахер согласился с ними и приказал не посылать ответа Ломоносову.

Это неотосланное ответное письмо, до нас не дошедшее, было воз­вращено в 1743 г. его автору, Тредиаковскому, а в чьи руки попало Письмо Ломоносова, — неизвестно. Первый его издатель, Дамаскин, огра­ничился глухой ссылкой на то, что получил текст этого письма „из Санктпетербурга".

Историко-литературное значение Письма огромно.

Эта работа русского студента, не напечатавшего еще ни одной строки и никому в то время не известного, решительно низвергала систему русского силлабического стихосложения и с подлинно револю­ционней смелостью выдвигала взамен ее новую систему — тоническую.

Непосредственный предшественник Ломоносова в области теории русского стиха, Тредиаковский был далеко не так смел и решителен, В своем первом трактате о стихосложении, выпущенном в 1735 г. под заглавием Новый и краткий способ к сложению российских стихов, он хоть и выступал в качестве реформатора, хоть и говорил о значении ударений в стихе, однако стоял еще всецело на точке зрения силлаби­ческого метра. Первичные, узаконенные тогда признаки стиха (трина­дцать или одиннадцать слогов с цезурой после седьмого или шестого слога и женское окончание) Тредиаковский оставлял в неприкосновен­ности, предлагая лишь наряду с ними учитывать по возможности и другие, вторичные, еще не узаконенные в то время элементы, а именно еисіему чередования ударных и неударных слогов. Эту систему он. в отличие от Ломоносова, рассматривал не как первооснову стихотвор­ного строя, а только как мерило лучшего качества стиха, в основе свози попрежнему силлабического. Попытка Тредиаковекого усовершен­ствовать русское стихосложение была тем более робка, что он допускал только двухсложную стопу и не соглашался отступать от хореической стопы как „наилучшей".

Таким образом, подлинным отцом русского тонического стихосложе­ния является бесспорно не Тредиаковский, а Ломоносов. В своем Письме Ломоносов безоговорочно порывает со всеми искусственно пере­

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика