составителя: она наглядно
показывала, какого высокого уровня достигла к тому времени мыслительная
зрелость народа, из которого вышел Ломоносов.
Грамматика
Ломоносова была
первой грамматикой русского языка, первым печатным, написанным по-
русски, общедоступным
сводом сложившихся к тому времени правил изменения русских слов, а отчасти и
правил сочетания русских слов. Такой свод был насущно необходим: усложнявшиеся
с каждым днем
государственные, общественные, хозяйственные, военные, научные
и литературные нужды огромной, быстро мужавшей страны настойчиво требовали
полной мобилизации всех накопленных народом словарных богатств, пользование же
ими было до крайности затруднено отсутствием печатного грамматического
руководства.
Подобным руководством не могла служить ни проникнутая схоластикой славянская
грамматика Мелетия Смотрицкого, написанная на церковно-славянском языке и
имевшая уже почти полуторавековую давность, ни тем менее краткий ее пересказ
на немецком языке, изданный в 1731 г. В. Е. Адодуровым.
Грамматика
Ломоносова была
первым подлинно научным грамматическим трудом по русскому
языку. Шлецер, силясь
опорочить ее, называл ее автора „чистым натуралистом в языке". Эта
особенность Ломоносова-лингвиста, верно подмеченная завистливым глазом
врага, была
отнюдь не пороком, а ценнейшим достоинством создателя Российской
грамматики. Идя
непроторенным путем, не имея ни одного предшественника, Ломоносов оттого и
достиг на этом труднейшем пути таких замечательных успехов, что применил и
здесь те приемы наблюдения и опыта, какими привык пользоваться как
естествоиспытатель.
Поборник самых
передовых, прогрессивных идей в
естественных науках, Ломоносов внес эти идеи и в языкознание. Его Грамматика
носит печать материалистического мировоззрения ее автора. В первом же
параграфе затронут вопрос, который и в современной философии языка является
одним из основных: вопрос о связи и взаимодействии языка, сознания и мышления.
В понимании мышления Ломоносов стоит на материалистической точке зрения. Язык,
по Ломоносову, служит „для сообщения с другими своих мыслей". Человек
при помощи языка сообщает другим понятия, „воображенные себе способом
чувств", т. е. образованные на основе ощущений, доставляемых
действительностью. Итак, источником понятий Ломоносов считает
действительность. Ту же теорию отражения действительности в слове он проводит
и в основной части своей Грамматики, где говорит „о знаменательных частях
человеческого слова" (§§ 39, 40 и сл. ). Ломоносов объясняет, что язык,
обеспечивая людям возможность общения, необходим человеческому