|
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 850
Другой, не менее существенный
идеологический порок ломоносовских од заключался в том, что, ратуя в своих
одах за просвещение, Ломоносов не говорил в них о том, что одним просвещением
нельзя обеспечить благосостояние русского народа. Ломоносов ни в одном из
своих поэтических произведений не коснулся основной социальной язвы его
времени — крепостничества. «Дух личной независимости, — говорит
Г. В. Плеханов,
—очень хорошо уживался у Ломоносова с почти полным — чтобы не сказать просто
полным — равнодушием к основным вопросам общественного устройства». 1
Исходной точкой всех публицистических выступлений Ломоносова, прозаических и
поэтических, был государственный
интерес, а «собственный интерес жителей уходит, — по справедливому замечанию
того же Г. В. Плеханова, — из поля зрения Ломоносова. Да и забота о
государственном интересе подсказывает ему только такие меры, которые
решительно ни в чем не изменили бы установившихся на Руси общественных
отношений». 2
Этим определяются
отрицательные
особенности поэзии Ломоносова, забывать о которых не следует.
1
Г. В. Плеханов. История русской общественной
мысли, т. II. М. — Л. , 1925, стр. 110. То же, примерно, отмечал в
свое время и Н. А. Добролюбов (Полное собрание
сочинений, т. I, 1934, стр. 229—230).
8 Там же, стр. 206.
* А. Н. Р а д и щ е в, Полное собрание
сочинений, т. I,
стр. 383.
|
Осуждая
Ломоносова за то, что
он не преодолел обычая льстить царям, Радищев кончает такими словами: «И если
бы можно было без уязвления истинны и потомства, простил бы я то тебе».
3
Потомство же —в лице советских исследователей поэзии Ломоносова — положило в
основу суждений о ней не те, возникшие уже после Ломоносова требования к
поэзии, которых он не выполнил, а то, что Ломоносов-поэт дал нового по
сравнению
со своими предшественниками. И этого нового оказалось столько, что в наши дни
уже никто не станет отрицать огромное положительное влияние поэзии Ломоносова
на общее развитие русской национальной культуры.
|
|