lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 872


вод Ломоносова попал в руки Тредиаковского, последний несомненно под­верг бы его жесточайшей критике, а если бы познакомились с этим перево­дом тогдашние русские читатели, они столь же несомненно восхитились бы неслыханной и невиданной еще в то время звучностью и гладкостью рус­ского стиха. Но академическое начальство не показало, по- видимому, никому присланного Ломоносовым поэтического опыта и бесстрастно сдало его в архив, где он был обнаружен только 116 лет спустя (ср. Куник, I, стр. XXIV).

1 Феиелон описывает французскую провинцию Овернь, где он в то время жил и где высокие горные кряжи чередуются с плодородными доли­нами.

2 Намек на античный миф о борьбе гигантов с богами.

3 Лыва —густой болотистый лес. Этим областным архангельским сло­вом, которое встречается и в оде на взятие Хотина (строфа 8), Ломоносов передает французское «sombres bocages» (тенистые рощи).

4 Стрёж — тоже архангельский диалектизм, равнозначащий слову «стрежень», т. е. наиболее глубокая, судоходная часть речного русла. Во французском оригинале просто «1а гіѵіёге» (река).

5 Цереса —Церера (по-французски Ceres).

6 Порядок —ряд, строй,

7 Далина — дальнее расстояние.

8 Во французском оригинале, кроме волынок и флейт, фигурируют еще гобои.

9 Жалкие — жалобные.

10 Ломоносов либо недопонял, либо неудачно передал заключительные
три стиха этой строфы, которые в оригинале читаются так:

Puis la fable avec l'histoire Viennent peindre ä ma memoire L'ingenue Antiquite,

т. е. в буквальном переводе: «Потом басня сообща с историей принимаются живописать в моей памяти простодушную Древность».

11 Имеется в виду Одиссей.

12 Первые французские издатели оды Фенелона пояснили, что под Тир-
сом, или точнее Тирсисом (Tyrsis), автор разумел своего друга аббата де
Ланжерона.

3

. Печатается по собственноручному подлиннику (ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVII, № 6, ч. IV, л. 607 об. ).

Впервые напечатано —«Литературная газета», 1936, № 65 (628), 20 ноября.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Ансамбль Александрова липчане смогут увидеть в «Юнионе»
Меняются времена, эпохи - но ансамбль остается символом армии. На сцене концертного зала имени П. И. Чайковского выступит новый состав ансамбля, который был сформирован в январе 2017 года.
Вахтанговский «Дядя Ваня» продолжит мировой тур в Канаде
Спектакль по пьесе Чехова "Дядя Ваня" Московского академического театра имени Евгения Вахтангова, с успехом показанный в США, продолжит свой мировой тур в Канаде, где 24 июня он будет представлен на крупнейшем в Северной Америке фестивале Luminato в Торонто.
Кирилл Серебренников попросил зрителей о помощи
Особо указал Серебренников на важность доказательства того, что "Седьмая студия" играла на "Платформе" спектакль "Сон в летнюю ночь". Премьера этой постановки состоялась осенью 2012 года, в рамках проекта она был сыграна 15 раз, а затем перенесена в "Гоголь-центр", где идет вот уже три года.
Праздник «Алые паруса» начнется с молодежной программы
23 июня в 20.35 молодежная программа откроет праздник петербургских выпускников «Алые паруса». Выступления юных талантов продолжатся после 1.30 до 03.00.
Друг таинственного художника Бэнкси случайно раскрыл его имя
В беседе с подкастом Distraction Pieces драм-н-бэйс-музыкант Клиффорд Прайс, который известен любителям музыки как Голди, сказал "напечатать на футболки имя Бэнкси объемным шрифтом" для продажи. По его словам, "Роберт" блестящий художник, который перевернул мир искусства.
Захарова поиронизировала над вниманием Михалкова к ее декольте
Официальный представитель МИД России Мария Захарова разместила на своей странице в Instagram фото с открытия Московского международного кинофестиваля (ММКФ), где она запечатлена вместе с режиссером Никитой Михалковым. На снимке видно, что взгляд Михалкова сосредоточен на декольте дипломата.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика