как
рукопись, присланная в
1739 г. из Фрейберга. не отыскана, то начальный вариант оды известен лишь
по тем, сравнительно немногим фрагментам, какие вошли в «Риторику» 1744 г.
Несмотря на
то, что ода появилась
в печати только через двенадцать лет после того, как была написана, читатели
сумели правильно оценить ее выдающееся историко-литературное значение. Оды
Ломоносова успели уже приобрести к этому времени- громкую известность, но ода
на взятие Хотина привлекла все же особенное внимание как начальный «опыт
сочинения новообразными стихами», как «первородное чадо стремящегося
воображения по непроложенному пути». Так называл ее
Радищев, свидетельствуя, что
«необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не
дышащие, изумили
читающих сие новое произведение» (А. Н. Радищев, Полное собрание сочинений,
т. I, М. —Л. , 1938, стр. 385). Сумароков, далеко не склонный, как
известно, к переоценке поэтических произведений Ломоносова, относил большую
часть строф этой оды к числу «весьма хороших», «прекрасных» и «прекраснейших»
(Полное собрание всех сочинений А. П. Сумарокова, ч. X, 1787, стр. 91—
92).
Г. Р. Державин многократно цитировал ее в своем «Рассуждении о лирической
поэзии» как образцовую (Сочинения Державина, т. VII, СПб.
, 1872, стр. 539—540).
Белинский
совершенно прав, считая,
что это произведение Ломоносова положило начало новой русской литературе
(В. Г.
Белинский, Полное собрание сочинений, т. VIII, Изд. АН СССР, М. , 1955,
стр. 377). Таких стихов, отвечавших «природному нашего языка
свойству», дававших
почувствовать его «благогласие» и способность ложиться в размеренно звучные
строфы, еще не бывало: Ломоносов был первым, кто навел русскую поэзию на это
«толь долго пренебреженное счастие»' (т. VII наст, изд. , стр. 13). С
новой формой, которая стала с тех пор у нас классической, Ломоносов сумел
сочетать —это было особенно важно — и богатство идейного
содержания, вскрывавшего
широкий исторический кругозор, зрелость политической мысли и патриотическое
воодушевление молодого автора. «В труд избранный наш народ» — таков истинный
герой оды; ' победа только тогда достойна этого имени, когда обеспечивает
народу «покой», —такова основная идея оды. Первый шаг Ломоносова на поприще
самостоятельного художественного творчества сразу же определил, таким образом,
не только его поэтическую но и его идеологическую позицию.
1 В этой строфе, которую
Державин считал превосходным образцом «беспорядка лирического», Ломоносов, как
и в ряде последующих строф, искусно вплетает в ткань обязательной в его время
мифологической символики чисто реалистические детали, почерпнутые из реляции
о Ставучанском сражении и из «журнала кампании 1739 году», которые были
напечатаны в виде отдельного приложения к «Санктпетербургским ведомостям»
(при