Местонахождение
рукописи неизвестно.
Впервые
напечатано в книге —
Три оды парафрастический лсалма 143, сочиненный чрез трех стихотворцев, из
которых каждой одну сложил особливо. СПб. , 1744.
Датируется предположительно 1743 г.
, не позднее
декабря 24, когда последовало предложение опубликовать данную оду (см. ниже).
К моменту опубликования данной
«парафрастической (т. е.
пересказанной, переложенной) оды» поэтическая практика Ломоносова успела уже
обеспечить полную и бесповоротную победу тем «правилам российского
стихотворства»,
которые он провозгласил около четырех лет назад в своем знаменитом «Письме»
из-за границы и которые встретили тогда решительный отпор со стороны ученейшего
теоретика В. К. Тредиаковского и вызвали «ругательную эпиграмму» начинавшего
свою поэтическую карьеру А. П. Сумарокова (см. т. VII наст, изд.
, стр. 782—784).
Сумароков из хулителя превратился теперь в убежденного и на первых порах
безоговорочного, насколько мы знаем, последователя ломоносовской
системы. Сдал
свои силлабические позиции и Тредиаковский. Спорным оставался только
один, по-видимому,
вопрос, затронутый в «Письме» Ломоносова лишь мимоходом: Ломоносов, как
видно из сообщений Тредиаковского, продолжал думать, что каждый из
предложенных им стихотворных размеров обладает своими, ■ только ему присущими
выразительными качествами и что поэтому /применение того или иного размера
должно зависеть от «состояния и важности материи», т. е. от жанра и темы
поэтического произведения (там же, стр. 15 и 785; ср. Г. А. Гуковский. К.
вопросу о русском классицизме. Состязания и переводы. «Поэтика», сборник
статей, IV, Л. , 1928, стр. 128). Того же мнения был и
Сумароков. Тредиаковский
же считал, что «ни которая из сих стоп (т. е. размеров) сама собою не имеет
как благородства так и нежности но что все сие зависит токмо от изображений
которые стихотворец употребляет в свое сочинение»; он отрицал иначе говоря
зависимость
размера от темы и жанра и утверждал, что в любом жанре и при любой теме
допустим любой размер. По этому предмету в 1743 г у названных трех поэтов
которых еіце не разобгцала тогда личная вражда шли горячие споры Так как вопрос
как замечает Тредиаковский не мог быть разрешен по большинству голосов то С^у
мароков предло^кил разреінить его путем открытого состязания и выбрать для
этого какой-нибудь псалом который переложить разными размерами. С точки
зрения Ломоносова и Сумарокова такая «высокая материя» как псалом требовала
ямба, Тредиаковский же полагал, что пригоден
« высокость
» Условились
что Ломоносов и Сумароков переложат псалом
затем на суд
читателей Публике
преде гояло, таким образом, решить —
Тредиаковский это подчеркивает______ не личный вопрос о том кто из трех