"Впервые напечатано — Соч.
1751, стр. 184.
Датируется предположительно промежутком
времени с 26
июня 1747 г. (когда Академическая канцелярия поручила Я. Я. Штелину
составить проект иллюминации) по 8 июля того же года (когда проект был
отправлен в Канцелярию главной артиллерии и фортификации).
В XVIII в. русское правительство
придавало иллюминациям
и фейерверкам большое политическое значение. Они устраивались в Петербурге, а
когда двор переезжал в Москву, то и там в дни придворных праздников и под
новый год. Пышная игра огней увеселяла не только императрицу и ее
приближенных: она привлекала сотни и тысячи любопытных, в чем правящие круги
видели одно из средств внушать народу «верноподданнические» чувства. При
свете разноцветных фитилей и несметного количества плошек возникали из мрака
огромные и замысловатые архитектурные сооружения, иногда и произведения
живописи, те и другие аллегорического содержания, а смысл этих
аллегорий, поясняемых
огненными надписями на транспарантах, сводился к восхвалению на все лады
добродетелей, заслуг и могущества императрицы. Понятны при этих условиях те
большие требования, которые предъявлялись как к тем, кто сочинял проекты
иллюминаций и пояснительные к ним надписи, так и к тем, кто эти проекты
осуществлял. Зрителей иллюминаций было в то время несравненно больше, чем
читателей, а потому и цензура иллюминаций была в то время несравненно строже,
чем цензура книжная.
Устройством иллюминаций занималась
Канцелярия главной
артиллерии и фортификации, которая содержала для этого особый штат
фейерверкеров и мастеровых. О размахе придворных пиротехнических работ можно
судить по тому, что, например, над одной из иллюминаций 1754 г. трудилось в
течение целой- недели круглосуточно около тысячи человек (Записки артиллерии
майора М. В. Данилова, написанные им в 1771 году. М. , 1842, стр. 79). В
иллюминационных плошках сгорали сотни пудов говяжьего топленого сала (СПб. Вед.
, 1750, № 1, стр. 6).
Примерно за два месяца до
соответствующего праздника
Канцелярия главной артиллерии и фортификации посылала в Академию наук
промемо-рии, требуя составить проект иллюминации и сочинить к нему надпись. То
и другое поручалось одному из академических профессоров, который подавал затем
свой проект в Канцелярию; та переправляла его в Артиллерийское ведомство, а
оттуда проект шел на утверждение к самой императрице. В качестве сочинителя
проектов выступал иногда в 40-х годах XVIII в. профессор по разряду
«древностей и истории литеральной» X. Кру-зиус, чаще же Я. Я. Штелин, для
которого это было в течение ряда лет основным служебным занятием. С 1747
г. стали
привлекать сперва только к переводу, а потом и к
самостоятельному сочинению проектов и надписей также и Ломоносова.