lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 965


Примечания к надписи 158 и стихотворению 159


963


 

Для обязательного при таких обстоятельствах восхваления нового гет­мана Ломоносов, по примеру Виргилия, избрал буколический жачр. Сохра­нив некоторые характерные для античной буколики особенности стиля фоль­клорных пастушеских песен (параллелизм, антитетичность, повторения, анти- фонизм, рефрен, устойчивые эпитеты), Ломоносов во многом и отступил от римской традиции. Так, разговор происходит у него не между пастухами, а между пастухом, музой и нимфой, введена чуждая античной поэзии рифма и несвойственное буколической метрике чередование размеров (шестистоп­ный ямб сменяется четырехстопным).

Никаких документальных материалов, относящихся к печатанию публи­куемой идиллии, не отыскано. Ломоносов не ввел ее ни в первое, ни во вто­рое собрание своих сочинений.

1 Полидор—этим аллегорическим именем (в буквальном переводе с гре­ческого — многоодаренный), взятым из греческого эпоса, Ломоносов обозна­чает К. Г. Разумовского.

г Здесь, как и в античных идиллиях, реальная действительность вступает в причудливые сочетания с нереальным буколическим миром: Кастальские горы (Парнасский хребет в Греции) оказываются по соседству с Днепром, совершенно так же, как в 7 эклоге Виргилия аркадские пастухи появляются на берегу итальянской реки Минция.

3 Под именем «богини» выступает императрица Елизавета Петровна.

4 Под «жезлом» Ломоносов разумеет, очевидно, и традиционный пасту­шеский посох, и булаву —знак гетманской власти. Об этой булаве и других знаках гетманского достоинства 24 июля 1750 г. императрицей был издан особый указ, где говорилось: «Клейноды для него [Разумовского] сделать новые, с украшением из каменьев» (Васильчиков, I, стр. 132).

6 В трактовке идиллического пейзажа Ломоносов следует Феокриту: это яркий солнечный пейзаж с непременным источником, с деревьями и цветами на берегах.

6 Т. е. букеты цветов.

7 Напрасные поиски и зов возлюбленного — мотив, общий для сказаний о Дафнисе и других буколических персонажах.

8 То же признание, но произнесенное Ломоносовым уже от своего имени, находим в «Разговоре с Анакреонтом»:

Мне струны по неволе Звучат геройский туи

(см. стихотворение 262 и примечания к нему). Т. е. в Петербурге.

10 По поводу этих двух стихов биограф К. Г. Разумовского А. А. Ва­сильчиков замечает: «Пастораль эта как-то сквозит ирониею, которая, впро­чем, может быть не приходила на мысль Ломоносову. Полидор, „превышаю-

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика