Для обязательного при таких
обстоятельствах восхваления
нового гетмана Ломоносов, по примеру Виргилия, избрал буколический
жачр. Сохранив
некоторые характерные для античной буколики особенности стиля фольклорных
пастушеских песен (параллелизм, антитетичность, повторения, анти-
фонизм, рефрен,
устойчивые эпитеты), Ломоносов во многом и отступил от римской традиции. Так,
разговор происходит у него не между пастухами, а между пастухом, музой и
нимфой, введена чуждая античной поэзии рифма и несвойственное буколической
метрике чередование размеров (шестистопный ямб сменяется четырехстопным).
Никаких документальных
материалов, относящихся к
печатанию публикуемой идиллии, не отыскано. Ломоносов не ввел ее ни в первое,
ни во второе собрание своих сочинений.
1
Полидор—этим аллегорическим
именем (в буквальном переводе с греческого — многоодаренный), взятым из
греческого эпоса, Ломоносов обозначает К. Г. Разумовского.
г Здесь, как и в античных
идиллиях, реальная действительность вступает в причудливые сочетания с
нереальным буколическим миром: Кастальские горы (Парнасский хребет в Греции)
оказываются по соседству с Днепром, совершенно так же, как в 7 эклоге
Виргилия аркадские пастухи появляются на берегу итальянской реки Минция.
3 Под именем «богини» выступает
императрица Елизавета Петровна.
4 Под «жезлом» Ломоносов
разумеет,
очевидно, и традиционный пастушеский посох, и булаву —знак гетманской
власти. Об этой булаве и других знаках гетманского достоинства 24 июля 1750 г.
императрицей был издан особый указ, где говорилось: «Клейноды для него
[Разумовского] сделать новые, с украшением из каменьев» (Васильчиков, I, стр.
132).
6 В трактовке
идиллического пейзажа Ломоносов следует
Феокриту: это яркий солнечный пейзаж с непременным источником, с деревьями и
цветами на берегах.
6 Т. е. букеты цветов.
7 Напрасные поиски и зов
возлюбленного — мотив, общий для сказаний о Дафнисе и других буколических
персонажах.
8 То же
признание, но произнесенное Ломоносовым уже от
своего имени, находим в «Разговоре с Анакреонтом»:
Мне струны по неволе
Звучат геройский туи
(см. стихотворение
262 и примечания к нему). Т. е. в Петербурге.
10 По поводу этих двух
стихов биограф К. Г. Разумовского
А. А. Васильчиков замечает: «Пастораль эта как-то сквозит ирониею, которая,
впрочем, может быть не приходила на мысль Ломоносову. Полидор, „превышаю-