lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 976


8 Упражнения бавы, о которых ср. например:

Селима в- стрельбе из лука напоминают богатырские за-часто говорится в былинах, особенно в северных;

 

Поставьте на нож за мерку версту И стрелю я стрелой в булатный нож.

(Былины Севера, записанные А. М. Астаховой, т. I. Л. , 1938, стр. 269).

4 «Олег Рязанский и Ольгерд Литовский приложилися к Мамаю» (Синопсис, стр. 131—132).

5 В ранней юности Ломоносова хотели насильно женить (см. т. X наст, изд. , письмо 28). Об его отрицательном отношении к насильственным бракам см. т. VI наст, изд. , стр. 385—386.

6 По поводу этих стихов один из биографов Ломоносова В. И. Ламан-ский говорит: «В замечательной своей трагедии „Тамира и Селим" Ломоно­сов, кажется, сохранил нам идеальное изображение своей жизни в Москве» (В. И. Ламанский. М. В. Ломоносов. Биографический очерк. СПб. , 1864, стр. 63). «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращаю­щие от наук пресильные стремления, — рассказывает Ломоносов в одном из своих писем, —. . Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» (т. X наст, изд. , письмо 28).

7 Евксинская пучина —Евксинский Понт, Черное море.

8 В 1750 г. , когда писалась трагедия, ѳти стихи могли быть восприняты как намек на завоевательную политику прусского короля Фридриха II. Именно в этом году Россия, Австрия и Англия вступили в союз против агрессивной Пруссии.

9 Та же, чрезвычайно смелая при тогдашних политических условиях мысль высказана Ломоносовым и в «Риторике» 1747 г. в виде одного из примеров «изречения» (т. VII наст, изд. , стр. 263, § 212).

10 Ломоносовым высказано здесь совершенно верное соображение о том,
что хищническая политика татар вызвала объединение русского народа для
совместного отражения врага.

11 Владимир Мономах прилагал, как известно, много усилий к объеди-
нению удельных княжеств с целью отражения половецких набегов. Сохра-
нилась легенда, будто его дед, византийский император Константин, прислал
ему венец (шапку Мономаха) и бармы, которые стали впоследствии симво-
лами царской власти московских государей. В двух заключительных стихах
монолога вспоминается завоевание Владимиром Святославичем в 988 г. го-
рода Корсуня (Херсонеса). Это событие связывается с его женитьбой на
византийской царевне Анне и с принятием Владимиром христианства.

12 Пота — до тех пор. і
18 Непрядва —правый приток Дона.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика