8
Упражнения бавы, о которых
ср. например:
|
Селима в- стрельбе из лука напоминают
богатырские
за-часто говорится в былинах, особенно в северных;
Поставьте
на нож за мерку версту И стрелю я стрелой в булатный нож.
(Былины Севера, записанные
А. М. Астаховой, т. I. Л. , 1938, стр. 269).
4 «Олег Рязанский и Ольгерд Литовский приложилися к
Мамаю» (Синопсис, стр. 131—132).
5 В
ранней юности Ломоносова хотели насильно женить (см. т.
X наст, изд. , письмо 28). Об его отрицательном отношении к насильственным
бракам см. т. VI наст, изд. , стр. 385—386.
6 По
поводу этих стихов один из биографов Ломоносова В. И.
Ламан-ский говорит: «В замечательной своей трагедии „Тамира и Селим"
Ломоносов, кажется, сохранил нам идеальное изображение своей жизни в Москве»
(В. И. Ламанский. М. В. Ломоносов. Биографический очерк. СПб.
, 1864, стр.
63). «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук
пресильные стремления, — рассказывает Ломоносов в одном из своих писем, —. .
Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» (т. X наст, изд. , письмо
28).
7 Евксинская пучина —Евксинский
Понт, Черное море.
8 В
1750 г. , когда писалась трагедия, ѳти стихи могли
быть восприняты как намек на завоевательную политику прусского короля Фридриха
II. Именно в этом году Россия, Австрия и Англия вступили в союз против
агрессивной Пруссии.
9 Та
же, чрезвычайно смелая при тогдашних политических
условиях мысль высказана Ломоносовым и в «Риторике» 1747 г. в виде одного из
примеров «изречения» (т. VII наст, изд. , стр. 263, § 212).
10
Ломоносовым высказано здесь совершенно верное
соображение о том,
что хищническая политика татар вызвала объединение русского народа для
совместного отражения врага.
11
Владимир Мономах прилагал, как известно, много усилий
к объеди-
нению удельных княжеств с целью отражения половецких набегов. Сохра-
нилась легенда, будто его дед, византийский император Константин, прислал
ему венец (шапку Мономаха) и бармы, которые стали впоследствии симво-
лами царской власти московских государей. В двух заключительных стихах
монолога вспоминается завоевание Владимиром Святославичем в 988 г. го-
рода Корсуня (Херсонеса). Это событие связывается с его женитьбой на
византийской царевне Анне и с принятием Владимиром христианства.
12 Пота — до тех
пор.
і
18 Непрядва —правый приток Дона.