lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 984


XL —стихи 10—13, 22; из. XLI—стихи 6, 8, 10, 13, 16, 19, 22, 27, 29. Но и в пределах этих «выбранных» отрывков Ломоносов следовал за ори­гиналом далеко не с той строгостью, как при переложении псалмов. Русский стихотворный текст обогащен рядом самостоятельных элементов, отсутствую­щих в библейском подлиннике, например:


Текст Библия


Текст Ломоносова


Заградих же море враты, егда изливавшеся из чрева матере своея исходящее: положих же ему облак во одея­ние, мглою же пових е: и положих ему пределы, обло­жив затворы и врата. Рех же ему: до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе со­крушатся волны твоя.

Кто море удержал брегами И бездне положил предел, И ей свирепыми волнами Стремиться дале не велел? Покрытую пучину мглою Не я ли сильною рукою Открыл, и разогнал туман, И с суши здвигнул Океан?


 

Из 34 библейских стихов, посвященных описанию морского чудовища, Левиафана, Ломоносов взял только девять, внеся и сюда свои образы: «све­тящиеся чешуи», «зубы — страшный ряд серпов», «как печь, гортань его дымится», «очи раздраженны, как угль, в горниле раскаленный», — всего этого в Библии нет.

Вольная передача подлинника оправдана первой, вступительной стро­фой оды, где автор, обращаясь от своего имени к читателю, ограничивает известным образом свою поэтическую задачу: не обещая исчерпывающего пересказа, он как бы направляет внимание читателя только на общий смысл и на общий характер «ужасной» речи, донесшейся до Иова «из тучи».

Избранные Ломоносовым тексты привлекли его, судя по построению оды, не столько обычной для Библии темой «распри» человека с богом и не столько родственной поэтическому дарованию Ломоносова гиперболичностью образов (ср. т. X наст, изд. , письмо 35), сколько тем, что давали случай набросать пером естествоиспытателя картину «стройного чина» вселенной, далекую от библейской. Книга Иова является величайшим поэтическим произведением древнееврейской литературы (ср. неопубликованные заметки академика П. К. Коковцова о ней: ААН, ф. 779, оп. 1, № 62/1, л. 1). Не удивительно поэтому, что Ломоносов остановил на ней свой выбор.

Публикуемая ода, близкая по своим мотивам переложению псалма 103 (стихотворение 151), была в течение долгого времени одним из наиболее популярных поэтических произведений Ломоносова. Школьники заучивали ее наизусть еще во времена Гоголя, который недаром вложил цитату из этой оды в уста Хлестакова в качестве первых стихов, которые пришли ему на память.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Тина Канделаки проведет в Ярославле открытую тренировку
В пятницу, 24 ноября, известная ведущая и продюсер Тина Канделаки проведет в Ярославле открытую тренировку.
Уличенное в обмане скандальное шоу Первого канала переснимут
Оказалось, что актриса Ольга Ковалева, которая снимается в эпизодических ролях и на ТВ шоу, действительно фотографировалась для программы «Я могу».
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Михаила Ульянова
20 лет Ульянов стоял у руля театра, в очень сложное, переломное время.
Бруно Марс стал артистом года по версии American Music Awards
Американский певец Бруно Марс завоевал награду в номинации «Артист года» на American Music Awards.
Автор памятника Александру III не собирается ничего в нем менять
Скульптор Андрей Ковальчук — создатель памятника Александру lll — абсолютно уверен в исторической правде своего произведения и не собирается в нем ничего менять, об этом рассказал РИА Новости сам автор памятника.
Сергей Безруков рассказал Путину о проблемах театра кукол в Челнах
О проблемах детских театров на примере театра кукол в Набережных Челнах поведал Президенту России Владимиру Путину актер Сергей Безруков в ходе доклада о проекте «Театр – детям» на правительственном совещании.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика