lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1027


в именительном падеже множественного числа на ьш и ии (святыи, истин­ный, оный, который, любящий, любивший). Так Тредиаковский писал сам и требовал, чтобы так же писали и все. Справедливость этого требования он пытался обосновать теоретически в пространной статье, сочиненной, по-видимому, в 1755 г. или во всяком случае не ранее этого года (Пекарский. Доп. изв. , стр. 102—116). Весьма возможно, что, выполняя обещание, дан­ное еще в 1746 г. , Тредиаковский выступал и до 1755 г. с письменными или словесными заявлениями на эту же тему и что одно из них совпало по времени с нападками Елагина и его единомышленников на поэзию Ломо­носова. Оттого, вероятно, стихотворение «Искусные певцы всегда в напе­вах тщатся» и оказалось написано на одном листке с эпиграммами на Ела­гина и на его неизвестного нам соратника. Нельзя забывать, наконец, что в 1753 г. Ломоносов завершал подготовку материалов для «Российской грамматики», а в 1754 г. приступил к писанию ее текста (т. VII наст, изд. , стр. 844—845), куда внес целый параграф (§ 119, пп. 2 и 3), посвященный полемике с Тредиаковский об окончаниях имен прилагательных и очень близкий по содержанию и даже по форме публикуемому стихотво­рению. «Что ж до слуху надлежит, — пишет здесь Ломоносов, — в том уверяют музыканты [в немецком переводе «Грамматики» — певцы], которые в протяжных распевах недаром букву и обходят, не протягивая на ней долгих выходок, но выбирая к тому а или е» (т. VII наст, изд. , стр. 432). Эти слова почти совпадают с первым четверостишием эпи­граммы.

Тредиаковский, которого Ломоносов обозвал в эпиграмме скотом, не остался в долгу. Он ответил эпиграммой же, где называл доводы Ломо­носова «ямщичьим вздором» и «мужицким бредом», укоряя Ломоносова в том, что «за образец ему в письме пирожный ряд», и за одно ругательство отплатил шестью, несравненно более грубыми (Акад. изд. , т. II, стр. 138— 139 втор. паг. ). К стихам, пущенным по рукам, Тредиаковский добавил два года спустя и упомянутую выше статью, где оскорбившая его ломоносовская эпиграмма («безымянная пьеса, начинающаяся искусными певцами») поми­налась не раз.

Горячность и резкость пререканий объяснялась не существом данного малозначительного орфографического спора, а коренным различием общих воззрений на настоящее и будущее русского литературного языка. В то время как Ломоносов отстаивал независимость его от церковнославянского языка и стремился сблизить его с письменной и разговорной речью широких слоев русского общества (ср. т. VII наст, изд. , стр. 895 и 899), Тредиаков­ский тянул назад, к церковному языку, который, по его словам, «нашему славянороссийскому, или гражданскому, и источник, и отец, и точное подо­бие, и от коего ни на перст, чтоб так сказать, наш не отступает», и решительно протестовал против ломоносовской ориентации на язык «без-65 Ломоносов т ѴШ

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика