(Ал
Котович, ук. соч. , стр.
1), т. е. к тому году, когда вышла в свет ломоносовская «Риторика», в
составе которой впервые была
обнародована знаменитая ода Ломоносова о северном сиянии (стихотворение
31; т. VII наст, изд. , стр. 315—318). Содержавшиеся в этой оде стихи
Уста премудрых нам гласят: Там разных
множество светов, Несчетны солнца там горят. Народы там и круг веко
в
не могли не
насторожить врагов Коперниковой
системы. Еще более встревожило и возмутило их, должно быть, напечатанное в
конце
1752 г. столь же знаменитое «Письмо о пользе стекла» (стихотворение 191), где
уделено
много места совершенно откровенной и весьма красноречивой пропаганде
гелиоцентрического
учения. Ломоносов полемизирует в этом письме с блаженным Августином, который
не допускал возможности существования антиподов Высшими церковными цензорами не
могли не быть приняты на свой счет гневные слова поэта, бичующие «жрецов»:
Коль много
таковых примеров мы имеем,
Что зависть, скрыв себя под святости покров,
И груба ревность с ней, на правду строя ков,
От самой древности воюют многократно.
Чем много знания погибло невозвратно'
Однако ни эти стихи, открыто метившие
в духовенство, ни все «Письмо» в целом не навлекли, насколько
известно, на их автора никаких цензурных неприятностей. Его
оградило, вероятно,
на сей раз громкое имя его покровителя И. И. Шувалова, которому адресовано
было
«Письмо». Но если происшедшая через полгода
после этого трагическая гибель профессора Г. В. Рихмана оказалась, по
выражению
Ломоносова, «протолкована противу приращения наук» (т. X наст, изд. , письмо
30 и примечания к нему), то у нас есть полное основание думать, что разговоры
петербургской знати о кощунственности производившихся Рихманом и Ломоносовым
опытов
с «громовой машиной» подогревались враждебными Ломоносову
церковными кругами. Совершенно прав, разумеется, П. Н Берков, когда
подозревает, что
в выступлениях церковных ораторов елизаветинской поры могли иметь место нападки
на Ломоносова и что против него долікно быть, направлены были слова придворного
проповедника Гедеона Кринов-ского о «натуралистах, афеистах и других
богомерзких к душам благочестивых людей нестерпимых именах»
(Берков, стр. 204—205). Этот
Гедеон, молодой егце тогда монах—царедворец пересыпавший свои церковные
поучения
из я hj, h ы м и сс ылка ми на античны х авторов и игривы ми историческ
им и анекдотами про то например как Клеопатра при вораміивала Марка
Антония уверял
что почитает «похвальную» мудрость «как-то фи\ософское