Козлята
малы* родятся з
бородами: Коль много почтены они перед попами!
Копия этой эпиграммы подшита
синодальным канцеляристом к копии «Гимна бороде» (ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 97, №
180, л. 67 об. ). Этого нового оскорбления Синод не снес: 6 марта 1757 г. он
подал императрице вышеупомянутый доклад, где, ссылаясь на Военный артикул
Петра I, просил «таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и
публично сжечь, и впредь то чинить запретить, и означенного Ломоносова, для
надлежащего в том увещания и исправления, в Синод отослать».
Официальное дело
на том и кончилось.
Просимых Синодом распоряжений не последовало. Ломоносова, который за пять
дней до подачи Синодом доклада, получил крупное служебное повышение (т. X
наст, изд. , документ 495 и примечания к нему), не
тронули. Вмешались, очевидно,
те самые сановные его заступники, которых опасался Синод. Но участники
столкновения на этом не успокоились. «Перепалка» между ними (так
охарактеризовал
ее Пушкин), правда, лишенная уже всякой официальности, продолжалась еще
несколько месяцев (см. стихотворения 228, 229, 280, 281 и примечания к ним).
1 Керженцы —
раскольники, именовавшиеся
так по названию притока Волги Керженца, по берегам которого было расположено
много раскольничьих скитов.
2 По указу Петра I подать взималась с раскольников в
двойном размере (ПСЗ, 2879).
3 Намек на фанатическое почитание бороды
раскольниками, которые
утверждали, что безбородым закрыт доступ в рай, и ради бороды готовы были
жертвовать жизнью. В 1705 г. в Ярославле какие-то два бородача заявили
митрополиту Димитрию Ростовскому: «Мы готовы головы наши за бороды
положить; лучше
нам пусть отсекутся головы, чем бороды обреются»-
(Соловьев, кн. IV, стлб. 22).
4 Преследования
правительства
заставляли раскольников обрекать себя на самосожжение, принимавшее в
ломоносовские годы массовый характер. Так, в июне 1750 г. в разных деревнях
Архангелогородской епархии сожгли себя 27 человек; в 1753 г. случаи
самосожжения наблюдались в Устюжском уезде; 19 июля 1754 г. в Каргопольском
уезде, «в нарочно сделанной в лесу избе», сгорело 220 человек, в том числе
женщины и дети; в 1756 г. в дер. Мальцово, близ Томска, сгорело 172
человека и при них три «лжеучителя»; 14 февраля 1761 г. в деревне Кузиной
Исетской провинции сгорело около 150 человек; грозили предать себя
самосожжению и раскольники Заболотской волости, находившейся всего в 160
верстах от Петербурга (Полное собрание постановлений и распоряжений по
ведомству пра