вославного исповедания
Российской империи, т. 'IV, СПб, 1912, стр. 112, 224, 261—
262, 456, 479—480).
5 Намек на
злоупотребления
духовенства и гражданской администрации, для которых борьба с раскольниками
являлась нередко источником обогащения (ср. Полное собрание постановлений и
распоряжений по ведомству православного исповедания Российской
империи, т. IV,
СПб, 1912, стр. 479—482, 527).
6 Намек на просторечные
равнозначные выражения- «плюнь ему в глаза» и «плюнь ему в бороду»
(в знак пренебрежения и презрения). Ср. в «Толковом словаре» В. И Даля:
«Иной плюнул бы в глаза,
ин плюнет в бсроду» (т. I, М. , 1935, стр. 117).
7 Конче — конечно.
s
Намек на церковных врагов
гелиоцентрического учения, которые отрицали возможность существования других
обитаемых планет, кроме земли.
'' Намек на
итальянского
мыслителя Джордано Бруно, написавшего материалистический трактат «О
бесконечности, вселенной и мирах» и сожженного за это в 1600 г. на костре по
приговору церковного трибунала.
10 Этот стих вызвал, как
уже
сказано (см. вводную часть настоящих
примечаний), особенное раздражение Синода, который утверждал, что «мне-
ниями ложными» Ломоносов называет догматы православной веры
11 Кошелки, кошельки —
четырехугольные, прикрытые бантом мешочки
из черной тафты, куда в XVIII в. мужчины заправляли концы волос ниже
затылка.
12 Связь 9 и 10 строф с
предыдущими не совсем ясна. Некоторые де-
тали, рассеянные в четырех последних строфах «Гимна», наводят на подозре-
ние, что тут набросана беглая характеристика какого-то определенного цер-
ковного деятеля, может быть, того самого, кому, как
говорилось, адресован
был «Гимн». Напрашивается предположение, что таким адресатом мог быть
уже упоминавшийся (см. вводную часть настоящих примечаний) Гедеон
Криновский. В отличие от многих других духовных знаменитостей того вре-
мени, он был родом не знатен и «в скудости рожден». Судя по сохранив-
шемуся портрету, он был «невзрачен телом» (Портреты именитых мужей
российской церкви. М. , 1843, л. 7). Став учителем Казанской
семинарии,
он снискал неблагорасположение местного начальства. Это заставило его
бежать в Петербург, где он довольно долго прозябал без всякого дела.
Слова «чином не почтен» вполне точно определяют его тогдашнее положе-
ние. В январе 1754 г. оно резко изменилось. Двадцативосьмилетний, никому
не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден». Ге-
деону посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее
присутствии проповедью. Елизавета Петровна тотчас же назначила его
придворным проповедником, и на молодого витию посыпались веществен-
ные знаки царской милости. В Петербурге об этом было много толков, и