сложилась даже
прибаутка:
«Гедеон нажил миллион». Бывший казанский семинарист обратился в записного
придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных
ряс, ходил
в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками. Вполне
вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил, — как говорится в
«Гимне», — «по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в
косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими
жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал и даже припудривал
«крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени
допускали такую кокетливость. Что же касается умственных качеств Гедеона, то
хоть он и слыл «первым и превосходнейшим российским проповедником», однако
даже весьма благожелательный его биограф оказался вынужден признать, что
Криновский почерпал доказательства «более из движений сердца, нежели из сухих
умствований», и что «иногда целые статьи выписывал в свои проповеди» из
поучений древних духовных ораторов Читая произведения Гедеона, нельзя не
прийти к убеждению, что слова Ломоносова о «разуме незрелом» вполне приложимы
к этому далеко не острому церковному писателю (ср. Словарь исторический о
бывших
в России писателях духовного чина греко-российской церкви, т I Изд. 2-2, .
СПб, 1827, стр. 85-88; Русский
биографический словарь, т. «Гааг-Гербзль» М. , 1914, стр. 324—326).
228
Печатается по списку, сохранившемуся
в делах Синода (ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 97, № 180, л. 67 об. , на лицевой
стороне которого кончается список «Гимна бороде»), обозначаемому сокращенно
Сип. , с указанием в сносках вариантов по М (л. 9), О (лл. 153 об. — 154
об. ), Каз. (стр. 39— 40), Бычк. (стр. 168—169), Ш (рукописный сборник П.
П. Шибанова. Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, ф. 344,
№ 282, стр. 41), Ю (рукописный сборник Г. В. Юдина, там же, ф. 218, №
502, лл. 58 об. —59), П (автором указан И. С. Барков). Варианты по
П, местонахождение
которого неизвестно, даются по тексту первой публикации (Пекарский, II, стр.
605—606).
Синодальный
список выбран в
качестве основного текста как наиболее близкий хронологически к неотысканному
подлиннику и как относительно более исправный, чем остальные списки.
Местонахождение подлинника неизвестно.
Впервые напечатано —
Пекарский, II, стр. 605—606.
Датируется
предположительно
началом 1757 г. , не позднее марта 6 (день подачи Синодом доклада императрице,
где идет речь о публикуемом стихотворении — «Чтения в имп. Обществе истории и
древностей российских», 1865, кн. I, отд. V, стр. 59).