линника, нельзя утверждать с
полной уверенностью, что так же был озаглавлен и он. Связь этого
стихотворения с «Гимном бороде» устанавливается только на основании последнего
четверостишия, где дважды упоминается борода и притом совершенно бесспорно
поповская. Однако из этого четверостишия можно заключить только, что
Ломоносов считал Тредиаковского замешанным в какой-то степени в синодское дело
о «Гимне бороде», причем обвинял старого своего антагониста в том, что
Тредиаковский
действовал не в открытую, а прячась за духовенство («ложной святостью ты
бородой скрывался» или в другом, синтаксически более простом варианте: «ложной
святостью ты бороды скрывался»). Отсюда до отождествления Тредиаковского с
Зубницким еще очень далеко. Да и как мог бы Ломоносов так обознаться, если
даже нам спустя двести лет ясно до полной очевидности, что из-под пера
Тредиаковского не могло выйти ни такой гладкой прозы, ни таких легких стихов?
Неужели же современник Тредиаковского, Ломоносов, хуже нас знал его «мерзкой
склад»?
Но если
Ломоносов понимал, что
письма и пародия написаны не Тредиаковский, а он, конечно, это понимал, так
за что же он ругал Тредиаковского? Что дало повод к сочинению публикуемой
эпиграммы? В чем выразилось вмешательство Тредиаковского в дело о «Гимне
бороде»? Доступные нам документальные материалы не дают твердого ответа на эти
наиболее важные для нас вопросы, но позволяют высказать ряд предположений.
Тредиаковский, выходец из
церковной среды, был вхож и в дома представителей высшего
духовенства (ср. Пекарский, II, стр. 30), и в Синод. В Синод он обращался
не раз по всяким поводам, не имевшим иногда решительно никакого отношения к
духовному ведомству (гам же. стр. 8, 100, 173, 187, 203). Выше уже
сообщалось, что в 1755 г. , т. е. приблизительно за год до появления
«Гимна бороде», Тредиаковский пода\ в Синод длинный и злой «извет» на
А. П. Сумарокова,
обвиняя его в неуважении к церковной догматике. В связи с этим выше была уже
высказана догадка, что подобный же донос мог быть подан Тредиаковский и на
Ломоносова,
когда пошел по рукам «Гимн бороде», и что список последнего, сохранившийся в
делах Синода, восходит, может быть, к экземпляру, представленному туда
Тредиаковский (см. примечания к стихотворению 227). Это одно
предположение. Другое
принадлежит В. Н. Перетцу, который считал, что Тредиаковский, получив
адресованное ему письмо Зубницкого и пародию на «Гимн», тем самым «приглашался
к разглашению ее» и, по всем вероятиям, «особенно энергично добивался»
напечатания ее в академическом журнале «Ежемесячные сочинения» (Ломоносовский
сборник. СПб. , 1911, стр. 99 и 103). Более
правдоподобно, пожалуй, третье
предположение, которое никем пока не выдвигалось Оно не
исключает, впрочем, и
первых двух: Тредиаковский мог быть и доносчиком на . Ломоносова, и
разгласителем пасквилей, а кроме того еш, е и советчиком «Христофора
Зубницкого», осве