Публикуемая эпиграмма
направлена против Сумарокова и Тредиаковского и вызвана появлением в журнале
Сумарокова «Трудолюбивая пчела» вышеупомянутой статьи «О мозаике», где
Тредиаковский пренебрежительно отозвался о мозаичном искусстве, заявляя, что
«живопись, производимая малеванием, весьма превосходнее мозаичныя живописи»
(«Трудолюбивая пчела», 1759, июнь, стр. 359). Эта статья, облеченная в
научную форму и «безобидная по внешности» (Берков, стр. 243), была на самом
деле тем, что точнее всего определяется словом подвох. В момент ее появления
еще не получил окончательного
разрешения вопрос о передаче Аомоносову заказа на мозаичные украшения к
гробнице Петра I, а от этого заказа зависела вся будущая участь не только
Усть-Рудицкой фабрики Ломоносова, но и мозаичного дела в вашей стране (т. IX
наст, изд. , документы 84, 87, 89 и 92 и примечания к ним). Высшие
правительственные круги, где рассматривался вопрос о заказе, проявляли
нерешительность, и «один лишний довод против задуманного предприятия
мог, — по справедливому замечанию
М. Wt Сухомлинова, _____ наклонить
весы в другую сторону и создать новые
затруднения»
(Акад. изд. , т. II, стр. 231 втор. паг. ). Подобным доводом могла
явиться статья Тредиаковского, на что она и была рассчитана. Так понял ее
назначение не один Ломоносов, но и такой хорошо осведомленный его современник,
как М. И. Воронцов, который писал что статья является плодом одной только
зависти (Акад. изд. , т. VIII, стр. 209). Негодование
Ломоносова, нашедшее
себе исход в эпиграмме и в письмах Шувалову и Воронцову, было тем более
естественно, что воссозданное Ломоносовым мозаичное дело вызывало уже не
первый год, как сам он выражался, «посмеяние и ругательство» со стороны его
врагов (т. X наст. изд. письмо 62).
В заглавии
эпиграммы, которое
воспроизведено, как и ее текст, по Казанскому сборнику, Ломоносову
принадлежат, очевидно, только первые два слова: «Злобное примирение»
(ср. сноску
а на стр. 659). Под примирением
Ломоносов понимает в данном случае то весьма кратковременное
перемирие, которое
Сумароков заключил с давним своим литературным
противником, Тредиаковский, чтобы,
поместив его статью в своем журнале, общими силами причинить зло Ломоносову.
Сотином
Ломоносов называет
Тредиаковского, переиначив таким образом кличку Тресотиниус (от французского
tres sot —«очень г. лупый»), под которой
Тредиаковский был выведен в одноименной комедии Сумарокова. Аколастом (от
греческого äxolaoxos —необузданный, дикий, наглый) Ломоносов называет
Сумарокова, а Пробитом (от латинского probus —честный) — самого себя.
1 Намек на Тауберта, в ведении
которого была Академическая типография, где печаталась «Трудолюбивая
пчела», издававшаяся
Сумароковым под цензурным наблюдением Академии наук. 8 июля 1759 г. Ломоносов
писал