lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1162


родительский престол, милосердие и щедроты на всех изливает, как мило­сердая Елисавета, и к трудам в государственном правлении спешит и прилежит, как неутомленный Великий Петр» (Соловьев, кн. V, стлб. 1241). В манифесте о восшествии Петра III на престол повторялось примерно то же самое: новый император обещал подражать «щедротам и милосердию» Ели­заветы Петровны и «во всем последовать стопам» Петра I (ПСЗ, 11390). Трудно определить, что в содержании этих текстов принадлежало самому Петру III и что придумал от себя их фактический сочинитель, но они были обнародованы, и Ломоносов поймал императора на слове. Ты обещаешь быть щедрым, как Елизавета, и во всем следовать примеру Петра I; так слу­шай же из их собственных уст, к чему тебя обязывает это обещание: такова схема первой половины оды. Загробная речь Елизаветы Петровны и монолог «духа Петрова» являются центральной, наиболее важной ее частью.

В речи, которую Ломоносов произносит от имени Елизаветы (стихи 37—50), и в том вступлении, которое он предпосылает этой речи от себя (стихи 20—36), сильнее и явственнее всего звучит мотив заботы о безо­пасности и международном авторитете Отечества («блюла Отечество от бед»; «Отечество тобой, Героем, превыше будет всех держав»), и о благо­состоянии, чести, ограждении прав и культурном развитии русского народа («. . . для Россов счастья, славы», «. . . храни, возвысь народ, моей опасностью спасенный», т. е. избавленный от бироновщины). Ломоносов требует, чтобы новый император проникся русским патриотизмом. Это требование было как нельзя более уместно в обращении к монарху, про которого было из­вестно, что Голштиния ему дороже, чем Россия, и что он не упускает случая открыто щегольнуть своим презрением к боевым качествам русского солдата. Ломоносовская Елизавета внушительно предупреждает племянника, что одними обещаниями, * данными в манифесте, народ не удовольствуется: только дела заставят его поверить, что Петр III действительно идет по стопам деда («Уверь всех, мной благословенный, что ты Петров и Аннин плод»).

Речь «духа Петрова» (строфы 8—12) пространнее и богаче содержанием. Она построена в форме обращения не к Петру III, а к умершей Елизавете, и это сделано неспроста. Петр I, перечисляя дела дочери, которые достойны, по его мнению, похвалы, настаивает, чтобы внук шел дальше по тому же самому пути («тою же стезею»). Таким способом вводится в оду второй мотив: мотив разумной преемственности во внешней и внутренней политике. Этот мотив противопоставляется опрометчивым мечтам Петра III о коренной ломке в той и другой области. Но первый мотив, патриотический, отнюдь не заглушён вторым: на первом месте и здесь спокойствие России, «От­чества», народа, «своих». Облегчай существование «своим», т. е. русским, охраняя их от врагов, — таков основной завет «духа Петрова» («Чтоб руку Он своим для льготы и мечь против врагов простер»). Далее задачи внешней и внутренней политики уже конкретизируются. Елизавета Петровна удачно

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика