Датируется
предположительно
промежутком времени со второй половины 1753 по 1761 г. Твердо известно, что
публикуемое произведение
написано не позднее 31 октября 1764 г. : из дневника С. А. Порошина мы знаем,
что в этот день он читал «Разговор с Анакреонтом» великому князю Павлу
Петровичу (Семена Порошина записки, служащие к истории его императорского
высочества, благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича,
наследника престолу Российского. СПб. , 1844, стр. 109). Еще
П. П. Пекарским
было обращено внимание на заключительный стих:
И повели войнам престать,
который дает полное основание
думать, что данное
произведение написано во время какой-то войны (Пекарский, т. II, стр. 869—
870).
С другой стороны, все содержание «ответов» Ломоносова 'Анакреонту
свидетельствует о том, что они писались в такие годы, когда уже вполне твердо
определилось направление как поэтической, так и общественной деятельности
Ломоносова
и когда как в той, так и в другой области он располагал уже значительным
опытом.
Нет сомнения поэтому, что они относятся ко времени последней из тех шести
русских войн, современником которых был Ломоносов, т. е. к периоду
Семилетней войны. Фактически Россия участвовала в этой войне пять лет: с 1757
по 1761 г. Нельзя не учесть, наконец, и того весьма важного
обстоятельства, что
«Разговор с Анакреонтом», не заключавший в себе ничего такого, что могло бы
помешать его опубликованию при жизни автора, не вошел ни в первое, ни во
второе прижизненное собрание стихотворений Ломоносова. Это обстоятельство
может быть естественнее всего объяснено тем, что «Разговор» был написан после
выхода в свет этих собраний: первое было выпущено в 1751 г. , а печатание
второго
было завершено в сентябре 1758 г. (т. VII . наст, изд. , стр. 892—
893). Все
сказанное дает право полагать, что публикуемое произведение было создано
Ломоносовым в
промежуток
времени со второй половины 1758 по 1761 г. Правильность такой датировки
подтверждается
и сопоставлением некоторых фрагментов «Разговора» с другими высказываниями
Ломоносова, относящимися к той же поре (см. ниже, примечания 2, 10 и 12).
В поэтическом наследии Ломоносова
«Разговор с
Анакреонтом» занимает особое место: из всех его стихотворных произведений это
самое, так сказать, личное, единственное, где он хоть и кратко, но со всей
присущей ему прямотой и ясностью формулирует свою поэтическую, а отчасти и
этическую позицию. Этим определяется совершенно исключительное значение данного
произведения.
Сознавая в себе
наличие той
«нежности сердечной», которая могла бы направить его поэзию на путь любовной
лирики, Ломоносов заявляет, что, невзирая на это, он предпочитает
«геройский шум», т. е. героическую тема