конечно, изданий ломоносовской
«Риторики», напечатал
данную песню без обозначения имени знаменитого автора? Почему так же поступили
и все без исключения составители рукописных сборников? И почему обошли это
сти-' хотворение своим вниманием составители первых двух посмертных собраний
сочинений Ломоносова (Соч. 1778 и Соч. 1784 —оба вышли в свет уже после
появления чулковского сборника), осведомленные еще основательнее, чем Чулков,
и положившие много труда на отыскание неопубликованных ломоносовских стихов?
Это очень серьезные факты, с которыми нельзя не считаться и которые во всяком
случае вполне оправдывают осторожность, проявленную М. И. Сухомлиновым.
Говорят о
характерной для
Ломоносова фактуре стиха и чистоте языка. Так ли это?
Со мной ходил
от стада На
крутой бережок.
Во втором стихе мы видим совсем
не свойственное Ломоносову нарушение стихотворного размера: ведь даже в
порядке «пиитической вольности» едва стал бы Ломоносов переносить ударение в
слове «крутой» на первый слог (ср. «Взойди на брег крутой высоко» в
стихотворении 27). В рукописных сборниках встречается вариант, где размер
стиха кем-то выправлен путем замены «крутого бережка» совсем уж чуждым
Ломоносову «желтым бережком».
Настаивать после этого на том, что
стихотворение «Молчите, струйки чисты» написано безусловно
Ломоносовым, было бы неосмотрительно.
1755 279
Печатается по тексту первой
публикации. Местонахождение рукописи неизвестно.
Впервые
напечатано —
«Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», 1755, январь, стр.
71—72.
Датируется
предположительно
декабрем 1754 г. или январем 1755 г. , по времени опубликования в журнале:
первый номер журнала был сдан в набор в январе, не позднее 11, и-
вышел
в свет, по-видимому, в том же месяце (ААН, ф. 3, оп. 4, № 7/4).
Стихотворение было напечатано
анонимно. В рукописи, с которой оно набиралось и которая писана рукой
актуариуса Конференции Академии наук Г. Альбома (ААН, разр. II, оп. 1, №
217, л. 47), имя автора тоже не