В сборнике Казанского университета
(Каз. ) оно
приписано А. П. Сумарокову, чему трудно поверить, зная враждебное
отношение последнего к Ломоносову, за которого вряд ли стал бы он тогда
заступаться (ср. Берков, стр. 231). В сборнике П. П. Пекарского (П)
стихотворение озаглавлено «Второй гимн бороде». Подобное же название — «Гимн
второй бороде» — носит оно и в сборнике И. С. Баркова (Барк. ). Один только
Пушкин в своем списке называет автором стихов Ломоносова; они озаглавлены у
него так: «Возражение Ломоносова. Гимн II» (М. А. Цявловский, Л. Б. Модза-
левский и Т. Г. Зенгер.
Рукою Пушкина. М. —Л. , 1935, стр. 569).
Мы не имеем права
утверждать с
такой же уверенностью, как Пушкин, что публикуемые стихи принадлежат
Ломоносову. Однако же ни в содержании стихов, ни в их форме нет ничего
такого, что давало бы основание отрицать его авторство.
Первая строфа
показывает, что
стихотворение бесспорно связано с делом о «Гимне бороде» и сочинено после того,
как Синод вынес окончательное решение по этому делу. Результатом решения
была посылка доклада императрице.
Предшествующими
комментаторами
отмечалось, что в публикуемом стихотворении даны портреты вполне определенных
духовных особ (Берков, стр. 231). Это не вызывает сомнений. Что же
касается попыток решить, кого именно изобразил Ломоносов, то они могли бы
иметь
успех только в том случае, если бы известно было, что изображенные
Ломоносовым
«бороды» являются, как думали, теми самыми четырьмя членами Синода, которые
подписали доклад императрице. Но в стихотворении (см. строфы 2, 4, 7 и 10)
упоминаются не четыре бороды, а целое «стадо», «разных тьмы [т. е. десятки
тысяч] бород», «множество бород», которые «издалека» подступали «чередой» и
«ходили друг за другом пред судью». «Гимн бороде» и последующая эпиграмма
Ломоносова (стихотворение 228) задели, как видно, за живое не одну только
синодальную верхушку русской церкви: оскорбленным почувствовало себя и
«множество» других, менее сановных представителей духовенства, что
было, разумеется,
вполне естественно. Они, как оказывается толпами ходили в Синод с жалобами
на «брадоборца» и
Все отмщения просили За обиду
им свою.
И Синод, судя по тексту
стихотворения, откликнулся на их жалобы: пообещав проклясть обидчика («сам его
я прокляну!» А нам известно, что Синод и впрямь грозил Ломоносову церковным
проклятием), Синод дал приказ подвластному ему церковному «стаду»:
Становитес»
все рядами. Вейтесь,
бороды, кнутами. Бейте и*ми
сатану.