lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1208


В сборнике Казанского университета (Каз. ) оно приписано А. П. Сумаро­кову, чему трудно поверить, зная враждебное отношение последнего к Ломо­носову, за которого вряд ли стал бы он тогда заступаться (ср. Берков, стр. 231). В сборнике П. П. Пекарского (П) стихотворение озаглавлено «Второй гимн бороде». Подобное же название — «Гимн второй бороде» — носит оно и в сборнике И. С. Баркова (Барк. ). Один только Пушкин в своем списке называет автором стихов Ломоносова; они озаглавлены у него так: «Возражение Ломоносова. Гимн II» (М. А. Цявловский, Л. Б. Модза- левский и Т. Г. Зенгер. Рукою Пушкина. М. —Л. , 1935, стр. 569).

Мы не имеем права утверждать с такой же уверенностью, как Пушкин, что публикуемые стихи принадлежат Ломоносову. Однако же ни в содержа­нии стихов, ни в их форме нет ничего такого, что давало бы основание отрицать его авторство.

Первая строфа показывает, что стихотворение бесспорно связано с делом о «Гимне бороде» и сочинено после того, как Синод вынес окон­чательное решение по этому делу. Результатом решения была посылка доклада императрице.

Предшествующими комментаторами отмечалось, что в публикуемом стихотворении даны портреты вполне определенных духовных особ (Бер­ков, стр. 231). Это не вызывает сомнений. Что же касается попыток ре­шить, кого именно изобразил Ломоносов, то они могли бы иметь успех только в том случае, если бы известно было, что изображенные Ломоносо­вым «бороды» являются, как думали, теми самыми четырьмя членами Синода, которые подписали доклад императрице. Но в стихотворении (см. строфы 2, 4, 7 и 10) упоминаются не четыре бороды, а целое «стадо», «разных тьмы [т. е. десятки тысяч] бород», «множество бород», которые «издалека» подступали «чередой» и «ходили друг за другом пред судью». «Гимн бороде» и последующая эпиграмма Ломоносова (стихотворение 228) задели, как видно, за живое не одну только синодальную верхушку русской церкви: оскорбленным почувствовало себя и «множество» других, менее сановных представителей духовенства, что было, разумеется, вполне есте­ственно. Они, как оказывается толпами ходили в Синод с жалобами на «брадоборца» и

Все отмщения просили За обиду им свою.

И Синод, судя по тексту стихотворения, откликнулся на их жалобы: пообещав проклясть обидчика («сам его я прокляну!» А нам известно, что Синод и впрямь грозил Ломоносову церковным проклятием), Синод дал приказ подвластному ему церковному «стаду»:

Становитес» все рядами. Вейтесь, бороды, кнутами. Бейте и*ми сатану.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика