lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 857


Обращают на себя внимание прежде всего вводные слова регламента: „Гимназия, — говорит Ломоносов, — является первой основой всех сво­бодных искусств и наук". Она должна быть рассадником „просвещенного юношества".

Выраженная здесь мысль Ломоносова заключалась в том, что Ака­демическая гимназия должна быть школой общеобразовательной, а не профессиональным училищем, готовящим к одной только академи­ческой службе, как того желали иные деятели Академии Наук и, в част­ности, авторы Академического регламента 1747 г.

Особенно примечателен § 4 гимназического регламента, где идет речь о социальном составе гимназистов. § 41 Академического регламента 1747 г. разрешал принимать в Университет и Гимназию „из всяких чинов людей, смотря по способности, кроме положенных в подушный оклад". Это означало, что туда имели доступ только дети дворян, служителей культа, купцов и лиц, состоящих на государственной службе, военной и гражданской. Представителям городской бедноты, детям цеховых ре­месленников и фабричных рабочих, а также и крестьянам всех категорий, государственным, дворцовым, а в особенности помещичьим, т. е. подав­ляющему большинству трудового населения, путь к науке был закрыт. Составляя в 1755 г. проект регламента Московских гимназий, Ломоносов умолчал о подушном окладе и, воспользовавшись широким и недостаточно Определенным термином „разночинцы", предложил принимать в Гимназию всех разночинцев, кроме состоящих в синодальном ведомстве. О крестья­нах же в этом проекте говорилось только, что не следует принимать в Московскую гимназию „никаких крепостных помещичьих людей", кроме тех, кого помещик захочет отпустить на волю (документ 288, § 1). Таким образом, московский проект, который в этой своей части был принят И. И. Шуваловым (Пенчко, стр. 158— 159), открывал незаметным образом доступ в Гимназию детям городской бедноты, платившей подушную подать, но почему-то ничего не говорил о непомещичьих крестьянах, т. е. о том социальном слое, из которого вышел сам Ломоносов. Три года спустя, в 1758 г. , работая над публикуемым регламентом Академи­ческой гимназии, Ломоносов заметил свой недосмотр и изложил правила приема по-новому, устранив всякие недомолвки. Хоть § 4 этого регла­мента и начинается со слов о том, что „в Академическую Гимназию не должны быть принимаемы лица, положенные в подушный оклад, и в осо­бенности крепостные люди", однако, в последующих фразах того же нараграфа прямо сказано, каким способом желающие могут обойти этот запрет: как „посадским людям", т. е. горожанам, так и государственным и дворцовым крестьянам разрешалось поступать в Гимназию при условии, если их общество, округ или даже родственники согласятся уплачивать за них подушную подать до новой ревизии, при которой они должны

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика