Обращают на себя
внимание
прежде всего вводные слова регламента: „Гимназия, — говорит Ломоносов, —
является первой основой всех свободных искусств и наук". Она должна быть
рассадником „просвещенного юношества".
Выраженная здесь мысль Ломоносова
заключалась в том, что
Академическая гимназия должна быть школой общеобразовательной, а не
профессиональным училищем, готовящим к одной только академической службе, как
того желали иные деятели Академии Наук и, в частности, авторы Академического
регламента 1747 г.
Особенно примечателен § 4
гимназического регламента, где
идет речь о
социальном
составе гимназистов. § 41 Академического регламента 1747 г. разрешал
принимать в Университет и Гимназию „из всяких чинов людей, смотря по
способности, кроме положенных в подушный оклад". Это означало, что туда
имели доступ только дети дворян, служителей культа, купцов и лиц, состоящих
на государственной службе, военной и гражданской. Представителям городской
бедноты, детям цеховых ремесленников и фабричных рабочих, а также и
крестьянам всех категорий, государственным, дворцовым, а в особенности
помещичьим, т. е. подавляющему большинству трудового населения, путь к
науке был закрыт. Составляя в 1755 г. проект регламента Московских
гимназий, Ломоносов
умолчал о подушном окладе и, воспользовавшись широким и недостаточно
Определенным термином „разночинцы", предложил
принимать в Гимназию всех разночинцев, кроме состоящих в синодальном ведомстве.
О крестьянах же в этом
проекте говорилось только, что не следует принимать в Московскую гимназию
„никаких крепостных помещичьих людей", кроме тех, кого помещик захочет
отпустить на волю (документ 288, § 1). Таким образом, московский
проект, который
в этой своей части был принят И. И. Шуваловым (Пенчко, стр. 158—
159), открывал
незаметным образом доступ в Гимназию детям городской бедноты, платившей
подушную
подать, но почему-то ничего не говорил о непомещичьих крестьянах, т. е. о
том социальном слое, из
которого вышел сам Ломоносов. Три года спустя, в 1758 г. , работая над
публикуемым регламентом Академической гимназии, Ломоносов заметил свой
недосмотр и изложил правила приема по-новому, устранив всякие недомолвки. Хоть
§ 4 этого регламента и начинается со слов о том, что „в Академическую
Гимназию не должны быть принимаемы лица, положенные в подушный оклад, и в
особенности
крепостные люди", однако, в последующих фразах того же нараграфа прямо
сказано, каким способом желающие могут обойти этот запрет: как „посадским
людям", т. е. горожанам, так и государственным и дворцовым крестьянам
разрешалось поступать в Гимназию при условии, если их общество, округ или даже
родственники согласятся уплачивать за них
подушную подать до новой ревизии, при
которой они
должны