быть вычеркнуты из подушных
списков; что же касается помещичьих крестьян, то им следовало получить для
поступления в Гимназию подобное же согласие своего
помещика, который, обязуясь
платить за них подушную подать до следующей ревизии, должен был, сверх
того, освобождать
их навечно от крепостной зависимости. Итак, петербургский регламент 1758 г. ,
если бы он был официально утвержден, явился бы в смысле демократизации школы
крупным шагом вперед по сравнению с московским регламентом 1755 г. : Ломоносов
стремился открыть двери Академической гимназии для всех решительно слоев
тогдашнего населения, вплоть до тех, которые по дворянским понятиям того
времени считались самыми низшими, или, как тогда
говорили, „подлейшими".
Вопреки
тенденциям бывшего
„главного командира" Академии Наук И. А. Корфа, а также
Миллера, Модераха
и других, Ломоносов настаивал не только на совместном обучении в Гимназии
дворян и не дворян, но и на том, чтобы как в отношении обращения с ними, так
и в смысле одежды те и другие были бы в одинаковом положении.
Неудивительно, что в условиях
феодального строя ломоносовский регламент, содержавший такие подчеркнуто
демократические требования, не мог рассчитывать на сочувствие правящих верхов.
В области
учебного дела
основным нововведением Ломоносова, — ■как видно из текста регламента,
— было учреждение „российских классов" ((в других документах Ломоносов
называет их не классами, а школами), т. е. цикла занятий, посвященных
изучению русского языка и русской истории, „чего, —как справедливо говорит
Ломоносов, — с начала Гимназии до него не бывало" (т. Хнаст. изд.
, документ
518, разд. VII, п. 4). В истории развития нашего литературного языка
ломоносовские „российские классы", несмотря на недолгое их
"существование, были явлением значительным.
Введенные
Ломоносовым уроки
русского красноречия посещал, в частности, в течение трех полугодий
И. И. Лепехин,
ставший затем одним из лучших русских стилистов своего времени. Полный
гимназический
курс русского языка по ломоносовской программе прошел
В. П. Светов, впоследствии
крупный русский лингвист, прямой продолжатель Ломоносова.
Ломоносов
требовал, чтобы
латынь, арифметика, геометрия и география преподавались в Гимназии на
русском языке и только философия — на латинском. Таким образом, с
существовавшей до того системой преподавания „с немецкого" было покончено.
Изучение
латинского языка, в
то время международного языка ученых, было сохранено и углублено, составив
второй цикл гимназических занятий, куда включалось также ознакомление с
началами греческого