lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 858


быть вычеркнуты из подушных списков; что же касается помещичьих крестьян, то им следовало получить для поступления в Гимназию подоб­ное же согласие своего помещика, который, обязуясь платить за них подушную подать до следующей ревизии, должен был, сверх того, осво­бождать их навечно от крепостной зависимости. Итак, петербургский регламент 1758 г. , если бы он был официально утвержден, явился бы в смысле демократизации школы крупным шагом вперед по сравнению с московским регламентом 1755 г. : Ломоносов стремился открыть двери Академической гимназии для всех решительно слоев тогдашнего населения, вплоть до тех, которые по дворянским понятиям того времени считались самыми низшими, или, как тогда говорили, „подлей­шими".

Вопреки тенденциям бывшего „главного командира" Академии Наук И. А. Корфа, а также Миллера, Модераха и других, Ломоносов настаивал не только на совместном обучении в Гимназии дворян и не дворян, но и на том, чтобы как в отношении обращения с ними, так и в смысле одежды те и другие были бы в одинаковом положении.

Неудивительно, что в условиях феодального строя ломоносовский регламент, содержавший такие подчеркнуто демократические требования, не мог рассчитывать на сочувствие правящих верхов.

В области учебного дела основным нововведением Ломоносова, — ■как видно из текста регламента, — было учреждение „российских классов" ((в других документах Ломоносов называет их не классами, а школами), т. е. цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории, „чего, —как справедливо говорит Ломоносов, — с начала Гим­назии до него не бывало" (т. Хнаст. изд. , документ 518, разд. VII, п. 4). В истории развития нашего литературного языка ломоносовские „россий­ские классы", несмотря на недолгое их "существование, были явлением значительным.

Введенные Ломоносовым уроки русского красноречия посещал, в част­ности, в течение трех полугодий И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших русских стилистов своего времени. Полный гимна­зический курс русского языка по ломоносовской программе прошел В. П. Светов, впоследствии крупный русский лингвист, прямой про­должатель Ломоносова.

Ломоносов требовал, чтобы латынь, арифметика, геометрия и геогра­фия преподавались в Гимназии на русском языке и только философия — на латинском. Таким образом, с существовавшей до того системой пре­подавания „с немецкого" было покончено.

Изучение латинского языка, в то время международного языка уче­ных, было сохранено и углублено, составив второй цикл гимназических занятий, куда включалось также ознакомление с началами греческого

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика