lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 858


быть вычеркнуты из подушных списков; что же касается помещичьих крестьян, то им следовало получить для поступления в Гимназию подоб­ное же согласие своего помещика, который, обязуясь платить за них подушную подать до следующей ревизии, должен был, сверх того, осво­бождать их навечно от крепостной зависимости. Итак, петербургский регламент 1758 г. , если бы он был официально утвержден, явился бы в смысле демократизации школы крупным шагом вперед по сравнению с московским регламентом 1755 г. : Ломоносов стремился открыть двери Академической гимназии для всех решительно слоев тогдашнего населения, вплоть до тех, которые по дворянским понятиям того времени считались самыми низшими, или, как тогда говорили, „подлей­шими".

Вопреки тенденциям бывшего „главного командира" Академии Наук И. А. Корфа, а также Миллера, Модераха и других, Ломоносов настаивал не только на совместном обучении в Гимназии дворян и не дворян, но и на том, чтобы как в отношении обращения с ними, так и в смысле одежды те и другие были бы в одинаковом положении.

Неудивительно, что в условиях феодального строя ломоносовский регламент, содержавший такие подчеркнуто демократические требования, не мог рассчитывать на сочувствие правящих верхов.

В области учебного дела основным нововведением Ломоносова, — ■как видно из текста регламента, — было учреждение „российских классов" ((в других документах Ломоносов называет их не классами, а школами), т. е. цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории, „чего, —как справедливо говорит Ломоносов, — с начала Гим­назии до него не бывало" (т. Хнаст. изд. , документ 518, разд. VII, п. 4). В истории развития нашего литературного языка ломоносовские „россий­ские классы", несмотря на недолгое их "существование, были явлением значительным.

Введенные Ломоносовым уроки русского красноречия посещал, в част­ности, в течение трех полугодий И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших русских стилистов своего времени. Полный гимна­зический курс русского языка по ломоносовской программе прошел В. П. Светов, впоследствии крупный русский лингвист, прямой про­должатель Ломоносова.

Ломоносов требовал, чтобы латынь, арифметика, геометрия и геогра­фия преподавались в Гимназии на русском языке и только философия — на латинском. Таким образом, с существовавшей до того системой пре­подавания „с немецкого" было покончено.

Изучение латинского языка, в то время международного языка уче­ных, было сохранено и углублено, составив второй цикл гимназических занятий, куда включалось также ознакомление с началами греческого

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Калягин предложил учредить День российского театра
Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин на заседании оргкомитета по поведению Года театра в России предложил учредить День российского театра.
Том Йорк записал трек в поддержку Greenpeace
Трек был опубликован на YouTube-канале организации. Инструментальная композиция ложится на черно-белую съемку пейзажей Антарктики.
Идрис Эльба споет и станцует в мюзикле «Кошки»
Напомним, что оригинальный мюзикл был основан на сборнике детских стихов Т. С. Элиота под названием "Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом".
Вышел трейлер фильма «Последствия» с Кирой Найтли
В сети появился трейлер нового фильма с участием Киры Найтли под названием " The Aftermath" ("Последствия").
Госдума смягчила ужесточенные правила проката для кинофестивалей
Госдума одобрила в первом чтении поправки, смягчающие ужесточенные ранее правила проката кино на фестивалях, передают "Ведомости".
Составлен ТОП самых сексуальных персонажей кино
Составлен список наиболее сексуальных героев фильмов среди женщин. Известно, что ТОП был составлен благодаря мнению более тысячи человек.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика