Модерах предлагал подробнее
разработать главу о надзоре за студентами, которую Ломоносов
построил, очевидно,
на основе своего взгляда о необходимости установить для студентов более
свободный режим, чем для гимназистов, „чтоб школьники под строгим смотрением,
а студенты волю пристойную имели" (т. X наст, изд. , документ 397). Из
возражений Модераха видно далее, что Ломоносов, стремясь развить в студентах,
будущих профессорах, ораторские навыки, требовал, чтобы они произносили
свои речи наизусть.
Общая
направленность замечаний
Фишера достаточно ясно охарактеризована Ломоносовым в публикуемом документе. В
сохранившемся отрывке отзыва Фишера последний ставит в вину Ломоносову, что
весь его проект рассчитан главным образом на казеннокоштных гимназистов, т. е.
преимущественно на солдатских детей, отчего страдают интересы дворянских и
офицерских детей, обучающихся на свой счет. Фишер выражает уверенность, что
при таком регламенте Гимназия опустеет и обратится в достояние одних бедняков.
В п. 3
„экстракта"
Ломоносов говорит, что Фишер неверно понял то место гимназического регламента,
где идет речь об экзамене „из верхнего класса в студенты". Фишеру
показалось, что такой экзамен должен производиться два раза в год, тогда как
на самом деле регламент предусматривает только один такой экзамен. Виноват
здесь, однако, не Фишер, а немецкий переводчик регламента:
мы не знаем, как был изложен § 55 регламента по-русски, немецкий же перевод
дает полное основание понять его так, как понял его Фишер (см. документ 303).
1 Шпынство — склонность к
оскорбительным насмешкам.
318
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и собственноручно исправленному, дополненному и подписанному
Ломоносовым (ААН, ф. 3, оп. 1, № 708, лл. 120—121 об. ), с указанием в
сносках, вариантов по собственноручному черновику (там же, лл. 104—105 об.
).
Публикуется впервые.
Упоминаемое
Ломоносовым
представление его о соединении всех, академических учреждений в одном здании
было подано Ломоносовым 6 июня 1757 г. (т. X наст, изд. , документ 36).
Дата публикуемого
представления
говорит о том, что обсуждение проектов университетского и гимназического
регламентов затянулось на два с половиной месяца, а из сохранившихся
канцелярских дел усматривается, что и по этому представлению Ломоносова
Академическая канцелярия не вынесла никакого решения. Воспрепятствовал этому
Тауберт, третий член Канцелярии, Я. Я. Штелин, занял примирительную
позицию*