lomonosov-ps10

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 10 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 10
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ, ПИСЬМА
стр. 835


Кроме переписки немецкого оригинала набело, оставалось еще собрать под­писи лиц, смотревших мозаики, перевести немецкий текст на русский язык и представить отзыв в Академическую канцелярию. Эти-то действия Ломо­носов и предлагал поручить архивариусу Стафенгагену, который их и вы­полнил: 1 ноября 1757 г. отзыв был им подан в Канцелярию (ААН, ф. 3, оп. 1, № 468, л. 367).

Причина, по которой Ломоносов так торопил Штелина, заключалась в критическом финансовом положении Усть-Рудицкой фабрики: ее продук­ция не находила сбыта, расходы на содержание фабрики покрывать было нечем, а Мануфактур-коллегия требовала возврата ссуды.

1 Не известно, что имел в виду Ломоносов, говоря в публикуемом письме о каком-то ухудшении обстановки. Вероятнее всего, что речь шла об отголосках той рукописной полемики, которая была вызвана «Гимном бороде». В процессе этой полемики враги Ломоносова не упускали случая намекнуть и на то, что устрсйством фабрики Ломоносов причинил ѵбыток казне (Пекарский, II, стр. 607)

59

Печатается по собственноручному под\иннику (ААН. ф. 20. оп 3, № 56).

Впервые напечатано —Грот, стр. 26

Упоминаемый в письме портрет Ломоносова предназначался для первой книги «Собрания разных сочинений в стихах и в прозе» Ломоносова, ко­торое печаталось Московским университетом. Этот портрет был исполнен по заказу И. И. Шувалова французским художником-гравером Этьеном Фессаром и прислан из Москвы для печатания в Академической типо­графии.

Ломоносову не понравилась поза, в которой изобразил его художник, и маловыразительный традиционный морской пейзаж, на заднем плане Устранение этих «погрешностей» было поручено академическому граверу Х. А. Вортману, который исправил позу и заменил морской пейзаж инду­стриальным, изобразив на заднем плане часть Усть-Рудицкой фабрики.

Несмотря на нежелание Ломоносова, под его портретом все же появи­лась подпись. Это было знаменитое впоследствии шестистишие:

Московский здесь Парнасе изобразил витию, Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию. Что в Риме Цицерон и что Виргилий был, То он один в своем понятии вместил, Открыл натуры храм богатым словом россов; Пример их остроты в науках Ломоносов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика