своего тела какой-
нибудь
болезни, тягости или слабости, но бывает в полной своей силе, скор, к
трудам бодр, имеет умеренный пульс, с посредственным теплом членов; дух его
благорастворен и к веселию склонен, и при всем том не имеет он безмерного сна,
однако оного не лишен, который ему дает отраду и его ободряет. Напротив того,
подлинную настоящую или наступающую немощь являют следующие знаки. Теряется
охота к пище, и вместо того бывает она
претительна с некоторым позванием к блеванию и с великою жаждою, притом
запираются все человеческие проходы. Тело бывает слабо, тяжело и как
утруждено. Сон теряется или бывает беспокоен и не подает никакой отрады; пульс
ходит скоро и сильно. Иногда находит скоропостижный жар или стужа, вступает в
лицо бледность, болезнь в голову или другие члены, мысли притом опускаются и
ко всяким крепким движениям бывают склонны. Второе очень надобно рассмотреть,
что за подлинные начала и причины всех болезней признать надлежит. Первейшая
причина есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной, к
дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно
студеной нервы очень вредятся, и иные, сим подобные, неспособства случаются.
Потом ядение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного
чрез меру примет, между тем труды и упражнения телесные опускает и много без
дела остается; или также, ежели кто многие разные пищи, которые не одной
натуры, а особливо к которым он не привык, не различая, принимает. Наши
прадеды,
которые совсем простую пищу имели, жили много долее, нежели мы; и самый
простой народ, который
молоком, хлебом, сыром, маслом и водою питается, превосходит в нынешнее
время здравием и долгою жиз-нию оных, которые дорогими и изобильными пищами
наслаждаются.
Напоследи еще принадлежат к причинам болезней и пристрастия души нашей, понеже
довольно известно, что за вреду нечаянное испуганье, гнев, печаль, боязнь и
любовь нашему телу навести могут. Отсюду легко можно следующие общие правила
произвести, которые неотменно совсем нужны к сохранению здравия быть
долженствуют: 1) надобно опасно
чужаться всяких плодов, излишно теплого или студеного воздуха, но, сколько
можно, всегда в таком жить, который сух, свеж и умеренно тепл; 2) весной и
осенью, когда состояние воздуха очень часто и скоро переменяется, надлежит
тепло надеваться, есть меньше, нежели в иное время, и стараться, чтобы чрез
питье чая или паренье в бане в то время обыкновенно запертые в нашем теле пары
свободить; 3) при долговременной влажной погоде очень здорово ренское пить и
табак курить, ежели кто обык; однако все