либо по ширине
наклонению
подвержен бывает, то во всяком корабле надлежит рассуждать особливо двоякую
устойчивость, из которых одна противится наклонению по длине, а другая по
ширине: 15 но узнавши я сию двоякую устойчивость, вывел правило, по
которому устойчивость корабля по всякому наклонению среднему косому определить
можно, И понеже у каждого корабля длина бывает гораздо больше ширины, то при
том надлежит примечать сие, что во всяком корабле устойчивость по длине бывает
самая большая, а устойчивость по ширине самая малая; или что корабли на нос и
на корму очень тяжело, а на бока весьма легко наклоняются. Итак, из
выкладок, сообщенных от меня о устойчивости кораблей, узнать можно, сколько
каждый корабль от данных сил наклониться должен, для того ежели усмотрено
будет, что от сил, на корабль действующих, производится большее наклонение,
какого корабль без вреда снесть не может, то сей вред заблаговременно
отвратить можно, понеже я ясно показал, каким образом устойчивость корабля
умножена быть может. Показал я, что сие тремя образами сделать можно:
во-первых, ежели всего корабля средняя точка тягости ниже опущена будет, что
учинится перенесением великих тягостей в глубочайшие места, отчего
устойчивость корабля умножается; потом то ж действие воспоследует, ежели
погруженной части средняя точка величины кверху поднята будет, чего наперед
смотреть должно в самом кораблей строении, чтоб корабль не очень глубоко в
воду погружался. Третий способ умножения устойчивости корабля состоит в
пространности корабля к поверхности воды, 16 так что чем пространнее
корабль при оной будет, тем будет больше его устойчивость. Так, ежели
корабль наклонению к бокам недовольную упорность иметь будет, то его в ширине
пространнее сделать должно, что обыкновенно делается обнесением корабля новыми
боками.
Произведши точно сие о устойчивости
наставление, приметил
я, что вся кораблеплавания наука столь тесно с ним соединена, что, по моему
усмотрению, без сего наставления не токмо совсем ничего в ней учинить не
можно, но и увидел, что по утверждении ее откроется путь к истолкованию
прочих частей сей науки. И так я вознамерился, преодолев благополучно главную
трудность, исследовать со всяким прилежанием все сие о корабле-плавании учение
и привесть в известной науке порядок, отчего возросла сия книга. Но как я
принял
намерение изведать, в каком состоянии корабль прежде ходу, стоя на
месте, находиться
имеет, то, по истолковании теории о устойчивости, самые наклонения, каким
корабль по каким-нибудь причинам подвержен бывает, точнее рассматривал и
исследовал движения,