lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 167


чину того легче усмотреть, то прежде всего надлежит примечать, что все движения, какие в корабле быть могут, к двум родам причислять должно. Первого рода движение называется движение вперед, которым весь ко­рабль вдруг так движется, что положение его всегда бывает себе парал­лельно, какое движение корабль двоякое иметь может, одно по направле­нию горизонтальному, а другое по вертикальному; из которых первое особ­ливо в рассуждение принимается, и поколику бывает либо по направлению корабля, либо от оного отклоняется, потолику обыкновенно называется либо прямым, либо косым ходом. Но движение вертикальное, которым корабль либо из воды выше кверху подымается, или глубже погружается, весьма редко случается, и для того едва рассуждения достойно. Другой род содержит все движения коловратные, которыми корабль обращается около какой-нибудь оси, чрез среднюю его точку тягости проходящей; сии же движения либо особенно корабль иметь может без движения вперед, либо с ним вместе. Таких родов движения больше примечать должно по разно­сти осей, около которых бывает движение коловратное, 21 и, во-первых, над­лежит здесь различать оси горизонтальные от оси вертикальной, ибо ежели корабль около какой-нибудь оси косой обращаться или наклоняться будет, то движение его в два приведено быть может, из которых одно бу­дет около оси горизонтальной, а другое около вертикальной. Равным образом и все оси горизонтальные на две приводятся, из которых одна по длине корабля, а другая по ширине чрез среднюю точку тягости проходит; ибо движение, какое бы ни было около другой горизонтальной оси, на сии две привесть можно. Посему бывает троякое движение коловратное, из которых одно случается около оси, по длине корабля лежащей, которым корабль на который-нибудь бок наклоняется; другое бывает около оси поперечной, которым корабль либо к носу, либо к корме наклоняется; обоими не так движение, которым наклонение производится, как самое наклонение, которое кораблю от всяких сил приключается, исследовать должно, ибо сие действие тотчас производится, и невеликая в том нужда, чтоб знать, от какого движения оно произошло; понеже для устойчивости корабля перестает тотчас движение, и корабль остается в том наклонении, к произведению которого наклоняющие силы довольны будут. Но иное состояние имеет третие движение коловратное, которое бывает около оси корабля вертикальной, которым весь корабль кругом обращается и кото­рое до тех пор продолжается, пока корабль от сил, могущих произвесть такое движение, побуждается; сюда надлежит, во-первых, движение, кото­рое в корабле от руля обыкновенно происходит; 22 и прочие силы, корабль

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика