lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 170


хотя парусы выше или ниже подняты будут, только б ту ж силу от ветра получали. По сему вышину машт так определить можно, чтоб действие ветра не причинило кораблю никакого наклонения, но сие, что до машт надлежит, и расположение парусов из рассуждения косого ходу наипаче определять должно.

Но косой ход, как выше объявлено, бывает, когда парусы не перпенди­кулярно к направлению корабля поднимают, так что среднее направление всех сил, от ветра полученных, от направления корабля склоняется. Потому корабль сперва пойдет по сему среднему направлению, но тем направле­нием далее идти не имеет, потому что сила сопротивления таким образом силе погоняющей никогда равна и впрямь противная быть не могла бы. Ибо как скоро корабль косо пойдет, то понеже тот или другой бок об воду упирается, боковое сопротивление тотчас будет гораздо больше сопро­тивления, действующего по направлению корабля, потому во всяком косом движении направление сопротивления гораздо больше от направления ко­рабля уклоняется, нежели самое направление движения: так, например, случиться может, что ежели направление ходу от направления корабля углом только на десять градусов уклонится, то от того направление упор­ности на тридцать градусов склониться может. Из сего явствует, что ежели направление силы погоняющей будет косое, то косыня ходу дела­ется такая, что среднее направление сопротивления будет противно на­правлению силы побуждающей. Так, в вышеобъявленном случае, ежели направление силы побуждающей с направлением корабля учинит угол на тридцать градусов, то ход корабля только на десять градусов от направле­ния корабля склонится, понеже из сего ходу сопротивление рождается, которого направление, на тридцать градусов уклоняющееся, бывает про­тивно направлению силы побуждающей, а корабль получит такую скорость, что сила сопротивления будет равна с количеством силы побуждающей, из чего не токмо косыню хода, но и скорость его определить можно будет. Из сей разности между направлениями силы побуждающей и самого ходу получается превеликая польза в кораблеплавании, понеже идти можно в ту сторону, откуду ветр веет, а именно так, что когда северный ветр тянет, ход корабля склонять можно между востоком или между западом и севе­ром; и корабли обыкновенно почитаются за гораздо превосходнейшие, тем, что больше против ветра идти могут. И потому сие изрядное действо зависит наипаче от сопротивления бокового, одолевающего передовое со­противление, так что чем больше сопротивление боковое умножится, или сопротивление передовое уменьшится, тем больше корабль против ветру

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика