хотя парусы выше или
ниже
подняты будут, только б ту ж силу от ветра получали. По сему вышину машт так
определить можно, чтоб действие ветра не причинило кораблю никакого наклонения,
но сие, что до машт надлежит, и расположение парусов из рассуждения косого
ходу наипаче определять должно.
Но косой ход, как выше
объявлено, бывает, когда
парусы не перпендикулярно к направлению корабля поднимают, так что среднее
направление всех сил, от ветра полученных, от направления корабля склоняется.
Потому корабль сперва пойдет по сему среднему направлению, но тем
направлением
далее идти не имеет, потому что сила сопротивления таким образом силе
погоняющей никогда равна и впрямь противная быть не могла бы. Ибо как скоро
корабль косо пойдет, то понеже тот или другой бок об воду упирается, боковое
сопротивление тотчас будет гораздо больше сопротивления, действующего по
направлению корабля, потому во всяком косом движении направление сопротивления
гораздо больше от направления корабля уклоняется, нежели самое направление
движения: так, например, случиться может, что ежели направление ходу от
направления корабля углом только на десять градусов уклонится, то от того
направление упорности на тридцать градусов склониться может. Из сего явствует,
что ежели направление силы погоняющей будет косое, то косыня ходу делается
такая, что среднее направление сопротивления будет противно направлению силы
побуждающей. Так, в вышеобъявленном случае, ежели направление силы
побуждающей с направлением корабля учинит угол на тридцать градусов, то ход
корабля только на десять градусов от направления корабля склонится, понеже из
сего ходу сопротивление рождается, которого направление, на тридцать градусов
уклоняющееся, бывает противно направлению силы побуждающей, а корабль
получит такую скорость, что сила сопротивления будет равна с количеством силы
побуждающей, из чего не токмо косыню хода, но и скорость его определить можно
будет. Из сей разности между направлениями силы побуждающей и самого ходу
получается превеликая польза в кораблеплавании, понеже идти можно в ту сторону,
откуду ветр веет, а именно так, что когда северный ветр тянет, ход корабля
склонять можно между востоком или между западом и севером; и корабли
обыкновенно почитаются за гораздо превосходнейшие, тем, что больше против
ветра идти могут. И потому сие изрядное действо зависит наипаче от
сопротивления бокового, одолевающего передовое сопротивление, так что чем
больше сопротивление боковое умножится, или сопротивление передовое уменьшится,
тем больше корабль против ветру