lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 171


силиться станет, впрочем, ежели другие обстоятельства не мешают, ко­рабли чем доле будут, тем большее имеют сие преимущество.

Но от силы ветра на косом ходу рождаются силы к произведению дви­жений в корабле около всех трех вышеобъявленных осей. Ибо, во-первых, как в прямом ходу корабль носом опускается, разве поколику сие действие от сопротивления воды останавливается или хотя уменьшается. Но понеже устойчивость корабля, которою он сему наклонению противится, бывает превеликая, то из того никакое наклонение произойти не может, кото­рого б бояться надлежало, и для того ни число парусов ниже машт вы­шина умаляется. Но понеже в ходу очень косом парусы почти по длине корабля распускают, то направление силы, от ветра полученное, к направ­лению корабля бывает почти перпендикулярно, отчего рождается превели­кая сила к склонению корабля на бок, то есть около продольной оси, кото­рая сила тем больше, чем машты выше будут, и в сем случае сила сопро­тивления не много уменьшить может сие наклонение. Чего ради понеже устойчивость корабля в рассуждении сей оси бывает самая малая, то есть наклонению очень мало противится, то в косом ходу произойти должно от того весьма знатному наклонению на бок, отчего корабль в великую беду попасть может, ежели сила, от ветра полученная, будет очень велика, либо весьма высоко давить станет. Итак, понеже определяется величина парусов по ширине корабля, для того и длина парусов и вышина машт здесь назначается, которой больше быть нельзя, как чтоб корабль наклонение в косом ходу, оттуду происходящее, мог выдержать без бед­ствия.

К тому ж еще и в косом ходу случиться может, что силою ветра ко­рабль побудится к коловратному движению около вертикальной оси, с ко­торою соединить должно силу, рождаемую от упорности, к произведению подобного действия, и ежели либо обе сии силы не пропадут, либо обе взаимно себя не остановят, то от того подлежат корабли превеликому недостатку. Но дабы в сем случае корабль действительно кругом не вер­телся, то управлять должно рулем, которой также к отвращению сего дей­ства обыкновенно не способен бывает, не упоминая, что столь непрерывным руля действом ход корабля немало останавливается. Которые' корабли сей порок имеют, о тех говорится, что они руля не слушают, что по справедли­вости числится между превеликими кораблей неудобствами: потому в строении оных, во- первых, должно смотреть того, чтоб сей порок отвра­тить, что пристойным машт расположением учинить можно. И чтоб побуж­дающие силы не произвели в корабле никакого коловратного движения

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика