силиться станет, впрочем, ежели
другие обстоятельства не мешают, корабли чем доле будут, тем большее имеют
сие преимущество.
Но от силы ветра на косом ходу
рождаются силы к произведению движений в корабле около всех трех
вышеобъявленных осей. Ибо, во-первых, как в прямом ходу корабль носом
опускается, разве поколику сие действие от сопротивления воды останавливается
или хотя уменьшается. Но понеже устойчивость корабля, которою он сему
наклонению противится, бывает превеликая, то из того никакое наклонение
произойти не может, которого б бояться надлежало, и для того ни число
парусов ниже машт вышина умаляется. Но понеже в ходу очень косом парусы почти
по длине корабля распускают, то направление силы, от ветра полученное, к
направлению корабля бывает почти перпендикулярно, отчего рождается превеликая
сила к склонению корабля на бок, то есть около продольной оси, которая сила
тем больше, чем машты выше будут, и в сем случае сила сопротивления не много
уменьшить может сие наклонение. Чего ради понеже устойчивость корабля в
рассуждении
сей оси бывает самая малая, то есть наклонению очень мало противится, то в
косом ходу произойти должно от того весьма знатному наклонению на бок, отчего
корабль в великую беду попасть может, ежели сила, от ветра полученная, будет
очень велика, либо весьма высоко давить станет. Итак, понеже определяется
величина парусов по ширине корабля, для того и длина парусов и вышина машт
здесь назначается, которой больше быть нельзя, как чтоб корабль наклонение в
косом ходу, оттуду происходящее, мог выдержать без бедствия.
К
тому ж еще и в косом ходу
случиться может, что силою ветра корабль побудится к коловратному движению
около вертикальной оси, с которою соединить должно силу, рождаемую от
упорности, к произведению подобного действия, и ежели либо обе сии силы не
пропадут, либо обе взаимно себя не остановят, то от того подлежат корабли
превеликому недостатку. Но дабы в сем случае корабль действительно кругом не
вертелся, то управлять должно рулем, которой также к отвращению сего действа
обыкновенно не способен бывает, не упоминая, что столь непрерывным руля
действом ход корабля немало останавливается. Которые' корабли сей порок имеют,
о тех говорится, что они руля не слушают, что по справедливости числится
между превеликими кораблей неудобствами: потому в строении оных, во-
первых, должно
смотреть того, чтоб сей порок отвратить, что пристойным машт расположением
учинить можно. И чтоб побуждающие силы не произвели в корабле никакого
коловратного движения