lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 212


16 С. 168. . . . сие тремя образами сделать можно: во-первых, ежели всего корабля
средняя точка тягости ниже опущена будет, что учинится перенесением великих тяго-
стей в глубочайшие места, отчего устойчивость корабля умножается; потом то ж дей-
ствие воспоследует, ежели погруженной части средняя точка величины кверху поднята
будет, чего наперед смотреть должно в самом кораблей строении, чтоб корабль не очень
глубоко в воду погружался. Третий способ умножения устойчивости корабля состоит
в пространности корабля к поверхности воды. — Это можно сделать тремя способами:
во-первых, снижением центра тяжести корабля, что достигается перенесением тяжелых
грузов в нижние части корабля, от этого остойчивость увеличивается; такое же действие
оказывает поднятие центра величины корабля, что должно предусматриваться при са-
мой постройке корабля, третий способ увеличения остойчивости корабля состоит в уве-
личении его площади ватерлинии.

17 С. 169. . . . рассматривал и исследовал движения, по каким корабль из наклонен-
ного по/іожения принимает равновесное положение — т. е. рассматривал свободные коле-
бания корабля.

18 С. 169. Такое исследование о науке кораблеплавания есть немало важное, понеже
в кораблеплавании не токмо великая нужда состоит в том, чтоб знать сие качающееся
движение и довольно ведать, чем оно умножено или уменьшено быть может, но и, при-
метив время сих колебаний, познать оттуда многие важности, к кораблю принадлежа-
щие. — Это исследование имеет важное значение для плавания корабля, так как позво-
ляет не только изучать качку корабля и причины ее увеличения или уменьшения, но и,
определив период качки, узнать многие другие моменты, относящиеся к кораблям.

19 С. 169. . . . исследовать должно упорность, какую корабль от воды терпит — т. е.
необходимо исследовать сопротивление воды движению корабля.

20 С. 169. . . . из которых одно обыкновенно ход прямой называется, которым ко-
рабль по длине или по килю своему движется, а другое называется ход косой, по ко-
торому направление движения разнится от направления киля. . . — т. е. прямой ход и
дрейф.

21 С. 170. . . . по разности осей, около которых бывает движение коловратное. . . —
т. е. в зависимости от осей, около которых происходит вращательное движение.

22 С. 170. . . . пока корабль от сил, могущих произвесть такое движение, побужда-
ется; сюда надлежит, во-первых, движение, которое в корабле от руля обыкновенно
происходит. . . — т. е. пока на корабль действует какая-либо побуждающая сила, на-
пример действие руля-.

23 С. 171. Из горизонтальной силы подлинное корабля движение вперед так опре-
делится по правилам механическим, что сия сила, разделенная чрез количество или
тяжесть всего корабля, покажет ускорение движения по тому направлению, в которую
сторону сила действует. . . — т. е. из горизонтальной силы истинное движение корабле
вперед определится по законам механики; если эту силу разделить на массу корабля,
то получим ускорение по направлению действия силы.

24 С. 171. . . . будучи разделена чрез устойчивость корабля в рассуждении сей ж
оси, покажет угол наклонения, а именно дугу, которая есть мера его в циркуле, кото-
рого полудиаметр полагается равен единице. . . — т. е. , будучи разделена на восстанав-
ливающий момент относительно этой же оси, даст угол наклонения в радианах.

25 С. 171. . . . Должно также количества всех сил сложить в одну сумму, и сия
сложенная сила, разделенная чрез количество упорности всего корабля в рассуждение

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика