16 С. 168. . . . сие тремя образами сделать можно:
во-первых, ежели
всего корабля
средняя точка тягости ниже опущена будет, что учинится перенесением великих
тяго-
стей в глубочайшие места, отчего устойчивость корабля умножается; потом то ж
дей-
ствие воспоследует, ежели погруженной части средняя точка величины кверху
поднята
будет, чего наперед смотреть должно в самом кораблей строении, чтоб корабль
не очень
глубоко в воду погружался. Третий способ умножения устойчивости корабля
состоит
в пространности корабля к поверхности воды. — Это можно сделать тремя
способами:
во-первых, снижением центра тяжести корабля, что достигается перенесением
тяжелых
грузов в нижние части корабля, от этого остойчивость увеличивается; такое же
действие
оказывает поднятие центра величины корабля, что должно предусматриваться при
са-
мой постройке корабля, третий способ увеличения остойчивости корабля состоит в
уве-
личении его площади ватерлинии.
17 С. 169. . . . рассматривал и исследовал
движения, по каким
корабль из наклонен-
ного по/іожения принимает равновесное положение — т. е. рассматривал
свободные коле-
бания корабля.
18 С. 169. Такое исследование о науке
кораблеплавания есть немало
важное, понеже
в кораблеплавании не токмо великая нужда состоит в том, чтоб знать сие
качающееся
движение и довольно ведать, чем оно умножено или уменьшено быть может, но
и, при-
метив время сих колебаний, познать оттуда многие важности, к кораблю
принадлежа-
щие. — Это
исследование имеет важное значение для плавания корабля, так как позво-
ляет не только изучать качку корабля и причины ее увеличения или уменьшения, но
и,
определив период качки, узнать многие другие моменты, относящиеся к кораблям.
19 С. 169. . . . исследовать должно
упорность, какую корабль от
воды терпит —
т. е.
необходимо исследовать сопротивление воды движению корабля.
20 С. 169. . . . из которых одно обыкновенно ход
прямой называется,
которым ко-
рабль по длине или по килю своему движется, а другое называется ход косой, по
ко-
торому направление движения разнится от направления киля. . . — т. е. прямой
ход и
дрейф.
21 С. 170. . . . по разности осей, около которых
бывает движение
коловратное. . . —
т. е. в
зависимости от осей, около которых происходит вращательное движение.
22 С. 170. . . . пока корабль от сил, могущих
произвесть такое
движение, побужда-
ется; сюда надлежит, во-первых, движение, которое в корабле от руля
обыкновенно
происходит. .
. — т. е. пока на корабль действует какая-либо побуждающая сила, на-
пример действие руля-.
23 С. 171. Из горизонтальной силы подлинное
корабля движение
вперед так опре-
делится по правилам механическим, что сия сила, разделенная чрез количество
или
тяжесть всего корабля, покажет ускорение движения по тому направлению, в
которую
сторону сила действует. . . — т. е. из горизонтальной силы истинное
движение
корабле
вперед определится по законам механики; если эту силу разделить на массу
корабля,
то получим ускорение по направлению действия силы.
24 С. 171. . . . будучи разделена чрез
устойчивость корабля в
рассуждении сей ж
оси, покажет угол наклонения, а именно дугу, которая есть мера его в циркуле,
кото-
рого полудиаметр полагается равен единице. . . — т. е. , будучи разделена на
восстанав-
ливающий момент относительно этой же оси, даст угол наклонения в радианах.
25 С. 171. . . . Должно также количества всех сил
сложить в одну
сумму, и сия
сложенная сила, разделенная чрез количество упорности всего корабля в
рассуждение