lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 220


фианской экспериментальной физики» Ломоносов указывает: «В науках труд свой полагающие получают у Вашего сиятельства надежное прибежище и великодушное покровительство» (ПСС, т. I, с. 422), а в стихах, написанных в его честь, превозносит его любовь к наукам и знаниям, его доброту, верность в дружбе и предсказывает ему «непременное», т. е. прочное, счастье (ПСС, т. VIII, с. 667).

Наставление автора стихотворения юному племяннику М. И. Воронцова, прини­мавшего участие в его судьбе, имеет тематическое и стилистическое сходство со стихо­творным посвящением Ломоносова самому Воронцову. Сомнительно, чтобы такие наставления племяннику влиятельного канцлера мог давать ученик Ломоносова Дуб­ровский, в ту пору еще студент университета, который только в сентябре 1756 г. был определен на академическую службу (см. : Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л. , 1977, с. 64). Поэтому автором «Письма к г. В. . . . » мог быть скорее Ломоносов, чем Дубровский.

Нельзя забывать и то, что академический журнал «Ежемесячные сочинения», возникший по инициативе Ломоносова, был поручен не ему, а назначенному редакто­ром журнала профессору Миллеру. Поэтому Ломоносов не помещал в нем свои сочи­нения и только в конце существования журнала напечатал за своей подписью два стихотворения: «Его сиятельству графу Г. Г. Орлову на благополучное возвращение ее величества из Лифляндии поздравительное письмо» и «На Сарское село августа 24 дня 1764 г. » (1764, сентябрь, с. 235—239).

Разногласия, существовавшие между Ломоносовым и Миллером, были особенно острыми в первый год основания журнала (1755). Поэтому вполне вероятно, что, написав стихи в январский номер журнала 1756 г. , Ломоносов решил соблюсти ано­нимность и передал их через своего ученика А. Дубровского, печатавшего в этом журнале свои произведения в малых литературных жанрах, а Миллер счел Дубров­ского автором полученного сочинения.

 

 

17

 

[ПРЕКРАСНЫЙ ВИДИМ ЗДЕСЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЗОР. . . ]

Печатается по тексту надписи к портрету Екатерины II, исполненному академиче­ским гравером Е. Чемесовым (Р о в и н с к и й Д. А. Подробный словарь русских гра­вированных портретов. Т. II. СПб. , 1887, с. 822). Опубликовано: Степанов В. П. Забытые стихотворения Ломоносова и Сумарокова. — Русская литература, 1978, № 2, с. 111—115.

Жанр стихотворной «надписи» в широком значении этого слова необычайно харак­терен для XVIII в. Основные художественные и функциональные особенности «надписей» в литературе и быту XVIII в. освещаются в работах Г. Е. Павловой — «Проекты иллюминаций Ломоносова» (Ломоносов, IV, с. 219—237) и А. А. Моро­зова— «К истории надписей М. В. Ломоносова „К статуе Петра Великого"» (Рус­ская литература, 1965, № 4, с. 102—114).

Одним из самых талантливых граверов XVIII в. был Евграф Чемесов. В 1762 г. ему было поручено срочно выполнить профильный портрет новой русской императрицы

*15 М. В. Ломоносов, т. XI

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика