фианской экспериментальной
физики» Ломоносов указывает: «В науках труд свой полагающие получают у Вашего
сиятельства надежное прибежище и великодушное покровительство» (ПСС, т. I, с.
422), а в стихах, написанных в его честь, превозносит его любовь к наукам и
знаниям, его доброту, верность в дружбе и предсказывает ему «непременное», т.
е. прочное, счастье (ПСС, т. VIII, с. 667).
Наставление автора стихотворения
юному племяннику М. И.
Воронцова, принимавшего участие в его судьбе, имеет тематическое и
стилистическое сходство со стихотворным посвящением Ломоносова самому
Воронцову. Сомнительно, чтобы такие наставления племяннику влиятельного
канцлера мог давать ученик Ломоносова Дубровский, в ту пору еще студент
университета, который только в сентябре 1756 г. был определен на
академическую службу (см. : Кулябко Е. С. Замечательные питомцы
Академического университета. Л. , 1977, с. 64). Поэтому автором «Письма к
г. В. . . . » мог быть скорее Ломоносов, чем Дубровский.
Нельзя забывать и
то, что
академический журнал «Ежемесячные сочинения», возникший по инициативе
Ломоносова,
был поручен не ему, а назначенному редактором журнала профессору
Миллеру. Поэтому
Ломоносов не помещал в нем свои сочинения и только в конце существования
журнала напечатал за своей подписью два стихотворения: «Его сиятельству графу Г.
Г. Орлову на благополучное возвращение ее величества из Лифляндии
поздравительное письмо» и «На Сарское село августа 24 дня 1764 г. »
(1764, сентябрь,
с. 235—239).
Разногласия, существовавшие
между Ломоносовым и Миллером, были особенно острыми в первый год основания
журнала
(1755). Поэтому вполне вероятно, что, написав стихи в январский номер
журнала 1756 г. , Ломоносов решил соблюсти анонимность и передал их через
своего ученика А. Дубровского, печатавшего в этом журнале свои произведения в
малых литературных жанрах, а Миллер счел Дубровского автором полученного
сочинения.
17
[ПРЕКРАСНЫЙ ВИДИМ ЗДЕСЬ ЕКАТЕРИНЫ
ВЗОР. . . ]
Печатается по тексту надписи к
портрету Екатерины II, исполненному академическим гравером Е. Чемесовым (Р о
в и н с к и й Д. А. Подробный словарь русских гравированных
портретов. Т. II.
СПб. , 1887, с. 822). Опубликовано: Степанов В. П. Забытые стихотворения
Ломоносова и Сумарокова. — Русская литература, 1978, № 2, с. 111—115.
Жанр стихотворной «надписи» в
широком значении этого
слова необычайно характерен для XVIII в. Основные художественные и
функциональные особенности «надписей» в литературе и быту XVIII в. освещаются
в работах Г. Е. Павловой — «Проекты иллюминаций Ломоносова»
(Ломоносов, IV, с.
219—237) и А. А. Морозова— «К истории надписей М. В. Ломоносова „К статуе
Петра Великого"» (Русская литература, 1965, № 4, с. 102—114).
Одним из самых
талантливых
граверов XVIII в. был Евграф Чемесов. В 1762 г. ему было поручено срочно
выполнить профильный портрет новой русской императрицы
*15 М. В. Ломоносов, т. XI