поверхности картины что обычно
в итальянских мозаиках, по силе и красоте красок это одна из лучших вещей
Ломоносовской
мастерской.
В отличие от
других Ломоносовских
мозаик Апостол Петр набран не в медную сковороду, а в каменную плиту с выемкой.
История
поступления мозаики в
Эрмитаж не ясна. До Октябрьской революции ее в Эрмитаже не было. В 1935
г. Апостол
Петр был передан из Эрмитажа Русскому музею для изучения как работа неизвестного
русского мастера 18 века.
В Эрмитаж мозаика возвращена в 1948 г.
27. Екатерина вторая
1763
г. Овал, 72X58 см. Государственный Русский музей
Императрица изображена в
профиль, вправо, по грудь. Бледно-розовое парчовое платье. Золотисто-желтый
верх горностаевой мантии. Голубея Андреевская лента. Фон серо-
голубой. Рисунок
тщательный. Набор виртуозный. Особенно в передаче алмазов аграфа на груди.
О выполнении этого
портрета в Доношении
Ломоносова в Мануфактур-контору от 28 ноября 1763 г. , сказано:
Сего года составлен мозаичный
портрет всемилостивой государыни нашею и поднес ее величеству на торжественный
праздник коронации, сентября 22 дня. 1
В письме к М. И. Воронцову в
Италию от 19 января 1764 г. Ломоносов сообщил:
По отъезде вашем
поднес я
всемилостивейшей государыне нашей напечатанную и ей приписанную Металлургию и
мозаичный, ее же величества, портрет, что все принято с удовольствием.
2
Злотников, стр. 162. Имеется в виду
первая годовщина коронации Екатерины II.
СЛ, VIII, стр. 270, 112. 11
В. К. Макаров
На обороте
медной сковороды портрета гравированная надпись, современная окончанию работы
над мозаикой: