С
российских мозаичных заводов 1763 года.
Я. Шмелин в записке О мозаике,
в числе работ Ломоносовской мастерской, упоминает:
Подгрудный портрет
императрицы
Екатерины II в профиль с оригинала Ротами. 1
Мозаика шедевр Матвея
Васильева с товарищами. Портрет Екатерины II набирался в Петербурге, в
мастерской на Ново-Исаакиевской улице, в усадьбе Ломоносова. Слова С
российских мозаичных заводов указывают на это. В Усть-Рудицах варились смальты.
В Петербурге они становились красками мозаичных картин.
Мозаика хранилась в Зимнем
Дворце в Эрмитаже с 1763 г. до 1913, когда была передана в Русский музей в
группе русских мозаичных работ. 2
28. Григорий Григорьевич
Орлов
Ко. 1764
г. Овал, 54X44 см.
Музей М. В. Ломоносова Академии Наук СССР
Орлов изображен по грудь, в
профиль влево. Использовав портрет работы Девелли рисунок, гравированный
Чемесовым.
Тмнокрасный кафтан с собольим воротником. Фон серо-зеленый. Это одна из
лучших станковых мозаик, исполненных в последние годы жизни Ломоносова Матвеем
Васильевым с товарищами. Время исполнения около 1764 г. названо нами по
следующим соображениям. Портрет фаворита был выполнен или одновременно или
непосредственно после портрета Екатерины II 1763 г.
тип Екатерины II более близкий
к Эриксену.
архив ГА, оп. V, 1912 г. , д. 23,
Расписка П. И. Нерадовского 18 января 1913 г.
Среди
мозаик, набранных при
вдове Ломоносова и позднее до 1769 г. , орловского портрета не было. Это
можно утверждать, так как документы подробно рисуют мозаичную деятельность
этого периода. Я. Шмелин в записке О мозаике