финифтяное дело. Выговцы
завели иконописные мастерские и устроили особые кельи, где грамотницы и
грамотники
усердно занимались перепиской старинных книг. Они выработали особое четкое и
тщательное поморское письмо, приближающееся по начертанию к печатным шрифтам
XVI
века. Из Выговской пустыни расходились по всему Поморью книги в кожаных
переплетах с медными застежками, украшенные тонкими цветными
рисунками, выведенными
на добротной бумаге.
Всей новой, стремительно
развивавшейся культуре петровского государства Выговские начетчики стремились
противопоставить свою образованность, для чего были способны учиться даже у
ненавистных им никониан. Андрей Денисов под видом купца обучался в Киевской
академии грамматическому и риторическому разуму, а его брат Семен изучил
пиитику
и часть философии: Возвратившись в пустынь, Денисовы собрали вокруг себя
искусных живописцев, знатоков церковного устава, древней истории и старинных
распевов. Они стали готовить в своей среде искушенных начетчиков и полемистов.
В глуши Заонежья возникла своеобразная старообрядческая школа, где изучали
логику и риторику, составляли различные руководства и грамматики, в которых
прославлялась дражайшая премудрость я ко все злато пред нею песок малый и яко
борение
вменится пред нею серебро.
1
Борение распущенная глина, грязь словарь Даля.
Выговская пустынь сыграла некоторую роль в
распространении
образования на севере. Но при этом необходимо подчеркнуть, что Выговские
пустынножители
ставили перед собой крайне реакционные цели, ибо стремились, по их
собственным словам, весь народ возвратить к старинным временам, преданиям и
обычаям. Здоровая энергия северного крестьянства, находившая выход в
деятельности Вага, получала искаженное применение. Мятежные ревнители старины
отстаивали исторически обречен