к
сбивчивым результатам, а
часто к невозобновимо-сти однажды удавшихся опытов. Всеми этими недостатками
страдала и современная Ломоносову научная химия, пытавшаяся отмежеваться от
алхимических
адептов.
Ломоносов спешил
проверить и
углубить отрывочные знания, приобретенные им в Москве. Он набросился с
жадностью на книги, и если ему, по-видимому, не пришлось воспользоваться
академической библиотекой, куда не пускали студентов, то он мог вволю читать
последние новинки в академической книжной лавке, что дозволялось каждому ее
посетителю.
Для формирования
научного
мировоззрения Ломоносова имели значение не только новые сведения и
идеи, которые
первыми вошли в круг его интересов, но и то общее устремление русского
естествознания,
которое наметилось в его время и должно было неминуемо захватить
любознательного ученика Спасских школ. Прежде всего это вопросы устройства
вселенной и жизни на Земле, принимавшие в то время острый общественный
характер.
Отличительной
чертой
Ломоносова была способность быстро схватывать и постигать основные идеи
различных научных воззрений, с которыми ему приходилось
сталкиваться. Схоластическая
школа приучила его к строгой последовательности суждений. Теперь эта
последовательность была направлена против самой схоластики.
Ломоносов уяснил
себе
необходимость нового научного мировоззрения. Большое значение имело для него
знакомство со взглядами французского физика и философа Рене Декарта
15961650, которого
на латинский лад именовали Ренетом Картезием. Те немногие источники научного
знания, с какими он мог столкнуться в Москве, содержали картезианские
воззрения.
Картезианская наука о природе встретила его и в Петербурге.
Физические воззрения Декарта
были последовательно материалистическими. Материя неба для него ничем не
разнилась от материи Земли. Представлю