morozov-lomonosov

 

А. МОРОЗОВ ЛОМОНОСОВ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
А. МОРОЗОВ
ЛОМОНОСОВ
стр. 309


Носова должны были представлять собой такие же блестящие словесные иллюминации с условным изображением веселящейся и торжествующей России. Они неизбежно должны были соответствовать общей атмосфере придворных празднеств, для которых они и предназначались. Ломоносов иногда даже заимствует все краски из живописно-ювелирного придворного быта, как в оде 1745 года:

Там мир в полях и над водами; Там вихрей нет, ни шумных бурь, Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. Кристальны горы окружают. Струи прохладно обтекают Усыпанной цветами луг. Плоды кармином испещрены И ветви медом орошены Весну являют с летом вдруг. . .

Нечего и думать, чтобы в этих произведениях могла найти отражение подлинная жизнь крепостной страны. Это и предопределило известную историческую ограниченность од Ломоносова, которые неминуемо входили в создаваемый художественными средствами апофеоз русской монархии. Великолепие Ломоносовских од, их торжественный, ликующий тон, грандиозные радостные образы, отражавшие исторический подъем России, в то же время скрывали истинный характер социальных отношений и положение трудового народа. Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым, тонко замечает по этому поводу А. С. Пушкин.

Само поднесение од и их опубликование носило вполне официальный характер. И не случайно Пушкин называл оды Ломоносова должностными. За их политическое содержание отвечал не только Ломоносов, но и вся Академия наук. Они должны были соответствовать общим декларациям правительства, которое при Анне и Елизавете продолжало смотреть на поэзию, как во времена Петра, то есть весьма практически. Официально публикуемые хвалебные оды должны были служить для разъяснения

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика