выступает как последователь
учения о бесконечности миров:
. . . Уста
премудрых нам
гласят: Там разных множество светов , Несчетны солнца там горят, Народы там и
круг веков
Поэтическая мысль становится
для Ломоносова одним из способов научного познания мира. Он размышляет в
стихах о причинах различных явлений природы, высказывает чисто научные
предположения и гипотезы, полемизирует с ошибочными, по его
мнению, суждениями
и теориями. Он даже ссылается в
ученых трудах на свои поэтические произведения.
Необыкновенное
сочетание
поэтического и научного мышления позволяло Ломоносову глубоко проникать в тайны
природы. В своем Утреннем размышлении Ломоносов увидел и сумел описать бурную
природу Солнца так, как будто он стоял на уровне астрономии, по крайней мере,
второй половины XIX века и мог пользоваться новейшими телескопами и приборами
для спектрального анализа:
Когда бы
смертным толь высоко Возможна
было взлететь, Чтоб К Солнцу бренно наше око Могло приближавшись воззреть:
Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. Там огненно валы стремятся
И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множества
веков; Так
камни, как вода, кипят, Горищи там дожди шумят. . .
Лишь недавно стало известно, что
в недрах светоносной оболочки Солнца возникают смерчеобразные
вихри, которые, подымаясь
в хромосферу и охлаждаясь, образуют солнечные пятна, и т. д.
1 Светов в смысле
множества миров.
История науки и научных
завоеваний является для Ломоносова бесценным источником поэтического размышления
и вдохновения. Его гениальное Письмо