Ломоносов считал такие слова общими для
обоих, наречий
и называл славенороссийскими. Затем шли слова, более редкие в живой речи и
встречающиеся чаще всего в книге, однако такие, что всем грамотным людям
вразумительны, например отверзаю, насажденный, взываю и т. д. Затем шли
слова обветшалые, малоупотребительные, не привившиеся в русском
языке, насильственно
вводимые книжниками в письменную речь. А затем шли слова чисто
русские, которых
нет в церковных книгах и древних памятниках, но которые вошли в литературную
речь, и, наконец, грубые и низкие слова и выражения, которых тогда было
принято избегать в письменной речи.
Ломоносов
пытается установить
пропорцию и соотношение этих элементов речи в различных родах
литературы, подобно
тому как химик стремится определить пропорцию и количество составных частей
какого-либо вещества. На таком понимании и основано знаменитое учение
Ломоносова о трех штилях, изложенное им в статье О пользе книг церковных в
Российском языке, которую он приложил к собранию своих сочинений в 1757
году. В
зависимости от того, в какой степени указанные элементы присутствуют в
литературной речи Ломоносов устанавливает наличие трех главных штилей высокого
посредственного и низкого. Он указывает на практическую необходимость или
пригодность каждого из этих стилей в том или ином жанре роде поэзии или вообще
письменной и ораторской речи.
Высокий штиль
образуется
преимущественно из речений Славенороссийских; то есть употребительных в обеих
наречиях, и из Славинских Россиянам вразумительных и не весьма обветшалых. Сим
штилем, тотчас же поясняет Ломоносов, составляться должны Героические Поэмы,
Оды, прозаические речи о важных материях, которыми они от обыкновенной
простоты к
важному великолепию возвыш. баются.
Средний штиль
складывается из речений
больше в Российском языке употребительных, куда меж