роду в ее движении и развитии. Геологи
упрямо закрывали глаза на совершающиеся вокруг них процессы изменения Земли и
проявляли полнейшую лояльность к библейской хронологии. Революционное на
первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой, в
которой и теперь бросает вызов лицемерам, восклицая, что уже теперь должно
было оставаться до скончания мира таким же, каким оно было в начале
его, писал
как раз об этом времени Энгельс.
Ломоносов был
одним из немногих
ученых XVIII века, который видел мир не застывшим, а движущимся и
развивающимся. В своем гениальном сочинении О слоях земных он прямо нападает
на идею о неподвижности и неизменчивости мира, роднящую представителей нового
естествознания со старой церковной схоластикой. Напрасно многие думают, что
все как видом, с начала творцом создано; будто не токмо горы, долы и
воды, но
и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и потому де не
надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением
мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех
наук, следовательно
и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя
оным умникам и легко быть философами, выучусь наизусть три слова: бог так
сотворил; и сие дач в ответ вместо всех причин.
1
Ф. Энгельс, Диалектика
природы, 1948, стр. 155.
Ломоносов
выдвигает идею изменчивости, лежащей в основе всех явлений природы. Твердо
помнить должно, говорил Ломоносов, что видимые телесные на земле вещи и
весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но
великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география
с нынешнею снесенная, и случающиеся в наши веки перемены земной
поверхности. Он
смело говорит о продолжительности геологических периодов, хотя это и
противоречит библейскому преданию.