постной пищи в семь недель
ел щепы,
кирпич, мочало, глину, и уголья и большую
бы часть
того времени
простоял на голове вместо
земных поклонов, пишет Ломоносов.
В этих словах
слышится смелый
голос просветителя, отрицающего
всякую моральную ценность бессмысленного аскетизма и утверждающего, что только
та добродетель истинна, которая связана с
общественным благом. Нападая на такие
обычаи и церковные установления, как посты,
Ломоносов ополчался против
всего старого мировоззрения. Он хорошо знал, как
цепко держатся за букву
и мертвое
правило не только старообрядцы, но и
прочий православный люд. Выступая против
постов, Ломоносов хочет разбить дух
косности и консерватизма, мешающий прогрессивному развитию
страны. Если бы удалось сломить
посты, то это облегчило бы перестройку
всего бытового уклада, означало
бы решительный
сдвиг в самой психологии народа. Это была, конечно, несбыточная
мечта. Ни на что подобное не
шла церковь
и через
сто лет.
Но весьма примечательно, что Ломоносов не только
мечтал о подобных новшествах, но и предлагал их
правительству. В его
голосе слышатся решительность и пафос петровских
реформ.
Ломоносову
кажется, что все, что
он предлагает,
не труднее и не
больше того, что уже делал
Петр. Заставил же Петр
матросов в летние посты есть
мясо. Ужасные обстоят препятствия, пишет он Шувалову, однако
разве легче было уничтожить боярство,
патриаршество и стрельцов
и вместо
них создать
новые петровские учреждения, новое войско, перенести столицу
на пустое
место и новый год в
другой месяц. Ломоносов борется за продолжение
и углубление
петровских реформ. Российский народ гибок
восклицает он
Ломоносов
преувеличивает значение административных мер и государственной регламентации
быта, оправдываемых
соображениями общей пользы. Однако в
Письме Ломоносова содержится нотка, которая
отделяет его от административного
духа петровских
реформ. Это забота о
том, чтобы правительств