ты, которые
помогали
академикам и сами занимались исследовательской работой, а также вели занятия в
Академической гимназии, имели звание адъюнктов. Уже в 1726 г. было
установлено деление на ординарных и экстраординарных профессоров. Последние по
своей научной подготовке были выше адъюнктов.
Одновременно с
научной
начинается и издательская деятельность Академии. Академическая
типография, созданная
в 1727 г. , вскоре стала центром научного книгопечатания
страны. Типография, имея
в своем распоряжении русские, западноевропейские и восточные шрифты, печатала
труды ученых, периодические издания, учебные пособия, отчеты о научных
экспедициях, художественную литературу. С 1728 г. Академия начала издавать
свой научный журнал на латинском языке международном научном языке того
времени-Комментарии Санкт-Петербургской императорской Академии наук. На его
страницах печатались новейшие исследования по математике, физике, астрономии
и другим наукам. Этот журнал сразу же завоевал широкую популярность среди
ученых Западной Европы. Они не только знакомились с научными статьями журнала,
но и считали за честь публиковать в нем свои работы. Так, в начале 1729 г. в
Петербургскую академию обратился Хр. Вольф с просьбой поместить в Комментариях
его сочинения.
Петербургская
академия издавала
очень популярные в то время Календари, или Месяцесловы, а с 1728 г. взяла на
себя обязанность составлять и печатать Санкт-Петербургские
ведомости единственную
тогда в стране газету, выходящую на русском и немецком языках. В виде
приложения к газете выходил научно-популярный журнал Примечания на
Ведомости. Следует
отметить, что издание и распространение Календарей и Санкт-Петербургских
ведомостей почти до середины XIX в. являлись одним из источников доходов
Академии.
Деятельность Академии в 30-х годах
осложнилась в связи
с наступившей в стране политической реакцией. После кратковременного правления
Екатерины I началась полоса так называемых дворцовых переворотов, борьбы за
власть между прослойками одного и того же класса дворянства. К тому периоду
русской истории применимо глубокое наблюдение В. И. Ленина: . . . перевороты
были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или
феодалов отнять власть и отдать другой.
Обстановка, сложившаяся в
стране, не способствовала развитию науки в Академии. Задачи и цели этого
учреждения сужались. Придворная верхушка стремилась приспособить ученых