створном памфлете Гимн бороде, написанном
в 1757 г. , Ломоносов выступил против священнослужителей, людей
невежественных,
тупых, ведущих праздный образ жизни, паразитические обогащающихся за счет
слепой веры малокультурного населения. Высшие представители духовенства в лице
святейшего Синода потребовали суровой расправы над русским ученым. И только
защита видного французского ученого К. Гельвеция и прогрессивных деятелей
русской культуры спасли Ломоносова от наказания.
Особенно решительно выступал
Ломоносов против некоторых
религиозных обрядов и праздников, подчеркивая наносимый ими вред здоровью
людей. К их числу он относил изнурительные посты и беспробудное пьянство в
церковные праздники, крещение детей в холодной воде и широкое распространение
знахарства, приводящие к высокой смертности населения, особенно в детском
возрасте. С гневом писал ученый о том, как простые, безграмотные мужики и
бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с
вороженьем и шептаниями и тем не только не придают никакой силы своим
лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие больных приводят в страх унылыми
видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти 30.
Атеистическая
направленность
научного и художественного творчества Ломоносова не всегда отличалась
последовательностью. Его мировоззрению, как и мировоззрению многих
представителей эпохи Просвещения, были свойственны элементы деизма, согласно
которому бог, сотворив мир, не участвует далее в его развитии, определяющемся
лишь закономерностями природы. Деизм Ломоносова не являлся случайностью. По
меткому выражению К. Маркса, деизм для многих материалистов XVII XVIII
вв. был
не более чем удобным и легким способом отделаться от религии31 Во
многих произведениях особенно художественных Ломоносов часто пользовался
формами выражения заимствованными у религии ссылками на творца и создателя Это
помогало ему с меньшими препятствиями высказывать свои естественнонаучные и
социально политические идеи. Атеистиче-
атеизма в России
были
подхвачены и развиты ролюционными
демократами второй половины XIX вРволюционн мги
Ломоносов был не только выдающимся
ученым, но и крупным
общественным деятелем своего времени. Его прогрессивные социологические
взгляды способствовали развитию передовых направлений в
общественно-политической жизни России. Ломано