pavlova-lomonosov

 

ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ПАВЛОВА Г.Е., ФЕДОРОВ А.С.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765
стр. 198


створном памфлете Гимн бороде, написанном в 1757 г. , Ломоносов выступил против священнослужителей, людей невежественных, тупых, ведущих праздный образ жизни, паразитические обогащающихся за счет слепой веры малокультурного населения. Высшие представители духовенства в лице святейшего Синода потребовали суровой расправы над русским ученым. И только защита видного французского ученого К. Гельвеция и прогрессивных деятелей русской культуры спасли Ломоносова от наказания.

Особенно решительно выступал Ломоносов против некоторых религиозных обрядов и праздников, подчеркивая наносимый ими вред здоровью людей. К их числу он относил изнурительные посты и беспробудное пьянство в церковные праздники, крещение детей в холодной воде и широкое распространение знахарства, приводящие к высокой смертности населения, особенно в детском возрасте. С гневом писал ученый о том, как простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти 30.

Атеистическая направленность научного и художественного творчества Ломоносова не всегда отличалась последовательностью. Его мировоззрению, как и мировоззрению многих представителей эпохи Просвещения, были свойственны элементы деизма, согласно которому бог, сотворив мир, не участвует далее в его развитии, определяющемся лишь закономерностями природы. Деизм Ломоносова не являлся случайностью. По меткому выражению К. Маркса, деизм для многих материалистов XVII XVIII вв. был не более чем удобным и легким способом отделаться от религии31 Во многих произведениях особенно художественных Ломоносов часто пользовался формами выражения заимствованными у религии ссылками на творца и создателя Это помогало ему с меньшими препятствиями высказывать свои естественнонаучные и социально политические идеи. Атеистиче-

атеизма в России были подхвачены и развиты ролюционными
демократами второй половины XIX вРволюционн мги

Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и крупным общественным деятелем своего времени. Его прогрессивные социологические взгляды способствовали развитию передовых направлений в общественно-политической жизни России. Ломано

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика