pipin-lomonosov

 

ПЫПИН A.H. ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 
 
 
 
 
 
 
    все страницы
Следующая  
ПЫПИН A.H.
ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
стр. 1


А. Н. Папин

 

ЛОМОНОСОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

 

Вестник Европы. 1895. 3. С. 295-342; 4. С. 689-732

 

 

I

 

Ломоносов есть, без сомнения, величайшее имя нашей литературы XVIII века, величайшее не по силе поэтического дарования, в чем выше его стоит Державин, следовательно, не по чисто художественному значению, которое, заметим, чувствовалось в этом первом периоде нашей новой литературы гораздо слабее, чем обыкновенно полагают; но имя, величайшее по целому литературному влиянию, которое давно побуждало видеть в Ломоносове отца новой литературы. В несколько образованном кругу русского общества тех времен ни одно имя не было окружено таким бесспорным почетом, как имя Ломоносова, даже имя самого Державина. По-видимому, его собственно литературное значение должны были заслонить дальнейшие успехи литературы, которые ознаменованы были творениями Державина, Фонвизина, наконец, Карамзина; но авторитет Ломоносова держался неизменно не только в консервативной толпе старого века, но и между людьми более высокого литературного уровня: до самых тридцатых годов поклонником его на университетской кафедре был Мерзляков. И точка зрения, с которой возвеличивал Ломоносова этот последний могикан восемнадцатого века, была, однако, не совсем та, с которой ценит его историческая критика. Мерзляков восхищался еще поэзией Ломоносова; но Пушкин, а затем Белинский судят уже иначе: заслуга Ломоносова полагается гораздо больше в его ученых трудах, в создании литературного языка или, по крайней мере, в первом шаге к этому созданию, который состоял в определении элементов книжной русской речи и указании их относительного значения. По известным словам Пушкина, Ломоносов был первым нашим университетом, и этими словами верно обозначен основной смысл деятельности Ломоносова, заключавшейся именно в том, что он пролагал пути в самых различных отраслях науки и литературы, становился руководящим авторитетом в такой широкой области знания и поэзии, какой с тех пор не обнимал ни один из наших писателей, и своим стремлениям на поприще знания и литературы придавал ту властную силу, которую сообщает сильный первостепенный ум и глубокое убеждение. . . .

Мы видели, как задолго до Ломоносова в возникавшем кругу несколько образованных людей начинают появляться признаки новых литературных вкусов. В тесной связи с книжными преданиями конца XVII века, если не в литературу, то в письменность проникает немалое число переводов, в которых оказались, наконец, характерные произведения западноевропейской поэмы, романа, повести конца XVII и первой половины XVIII века. Не было еще никакого определенного воздействия, ни школы, ни сильного руководящего таланта, между тем настроение уже изменилось; образованные или грамотные люди были больше или меньше подготовлены к новому складу литературы, первые непосредственным знакомством с литературой французской или немецкой, вторые упомянутыми переводами. Третьяковский не усу мнился в 1730 г. издать свою Езду в остров любви, аллегорический и сантиментальный любовный роман, который на самом деле должен был показаться не малой странностью среди тогдашней печатной литературы; но читатель литературы рукописной был уже знаком с подобными произведениями. Таким же образом псевдоклассическая трагедия и комедия не были совершенной новостью после школьного и придворного репертуара. Форма лирики в виде оды знакома была со времен Сименона Полоцкого; в виде легкого стихотворения знали ее, в подражании классикам, еще в школьном стихотворстве начала

    Начало Следующая  
 
 
Новости
Умерла актриса из «Двойного обгона» Наталья Гущина
В Москве скончалась советская, российская актриса кино, театра и ТВ, театральный деятель Наталья Гущина. Артистка умерла еще 26 марта, но известно об этом стало только сейчас. Информация о кончине Гущиной размещена на портале Кино-Театр.ру.
Героя Идриса Эльбы в «Лютере» сочли «недостаточно темнокожим»
Герой сериала «Лютер», которого сыграл британский актер Идрис Эльба, назвали «недостаточно темнокожим». Об этом пишет The Times. По словам руководителя департамента BBC по этническому разнообразию Миранды Уэланд, персонаж Лютера не соответствует достоверному образу афроамериканца.
Фильм Клима Шипенко о последних днях жизни Есенина планируют выпустить в прокат в декабре
Драму "Декабрь" Клима Шипенко о последних днях жизни поэта Сергея Есенина планируется выпустить в прокат в декабре 2021 года. Об этом сообщает в четверг пресс-служба видеосервиса Start.
К открытию «Эрмитаж-Урал» привезут работы Ван Гога, Клода Моне, Гогена и Ренуара
Как уточнили Znak.com в музее, в числе заявленных художников подлинники работ Винсента Ван Гога, Клода Моне, Поля Гогена, Поля Делароша, Элизабет Виже-Лебрен, Ораса Верне, Камиля Коро, Гюстава Курбе, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Огюста Родена и других.
Продюсер Diablo II считает, что Амазонке нужно вернуть откровенный наряд
В качестве примера Керн привёл Амазонку, облик которой изменили в Resurrected, сделав одежду более закрытой. Продюсер считает, что эта героиня должна выглядеть откровенно — именно за это боролись разработчики оригинальной Diablo II в 2000 году.
Сергей Жигунов безвозмездно передал права на героев саги «Гардемарины» Светлане Дружининой
Артист сделал обращение к Дружининой в Инстаграме. Он сообщил, что на безвозмездной основе передает режиссеру права на героев саги, чтобы у нее не возникло никаких препятствий при съемках пятой части.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика