serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 7


политическая идеология, притом идеология официальная, государственная. Эту идеологию создавал и развивал сам Петр в своих законодательных актах и его ближайшие сотрудники: Шафиров, Прокопович. Хотя в этой официальной политической литературе Петровской эпохи встречаются неизбежные ссылки на божественное предопределение, по существу идеологическое обоснование петровского абсолютизма создавалось вне всякой связи с религией и церковью. Феофан Прокопович в Правде воли монаршей 1722 утверждал, что всякое правительство основано на общественном договоре, имеет начало от первого в сем или оном народе согласия. 8

Таким образом, официальный программный правительственный документ опирается на теорию общественного договора и естественного права, а не на апостола Павла. Через десять лет Феофан уже в духе Гоббсовской апологетики абсолютизма объясняет происхождение власти в обществе всеобщей враждой и страхом человека за свою жизнь и безопасность в условиях естественного состояния: Верховная в человецех власть сия то есть: и злострастием человеческим узда, и человеческого сожительства ограда, и опережение, и заветренное пристанище. Если бы не сие, уже бы давно земля пуста была, уже бы давно исчез род человеческий. Злобы человеческие понудили человек во един общества союз и сословие собираться и предержащими властями, силою, от всего народа, паче же от самого бога данною, вооруженными храните и заступали себе как от внешних супостатов, так и от внутренних злодеев. 9

И с этой теоретической предпосылкой согласуется практический вывод Феофана о спасительности абсолютизма единодержавия, как он говорит для России: Пущай кто хвощет диспутует и в рассуждении трудится, который лучший и который худший правительства образ, и который которому народу угодный или противный, а нам всего того взыскание стало ненужное, излишнее; научили нас, что нам добро и что зло, многолетних времен искусы. . . Се и в недавнее годы, когда неким похотелось правительства Шуйского, что с нами бытии имело, не трудно всякому

13

рассудите. Но. . . бог наступившее оное бегство прогнал умирающей монархии оживлением. 10

Мысль о том, что самодержавие для России единственное спасение и что только абсолютистский строй может вести страну по пути общественного и культурного прогресса, не была на рубеже 17201730-х годов только утопической иллюзией или сознательным лицемерием, как это стало уже полустолетием позже. Практически-реформаторская деятельность Петра главным образом и в конечном счете служила интересам господствующих классов дворянской империи. Но осуществляя свои реформы, укрепляя абсолютистскую дворянскую монархию, Петр сознательно добивался общенационального культурного прогресса. Деятельность Петра и его окружения во многих случаях выходила за рамки конкретных классовых интересов господствующего сословия и служила интересам общенациональным. В Петровское время была создана официальная идеология с теорией общественного договора и полным подчинением личности общему благу, с превращением церкви в слугу государства и секуляризацией общественной мысли, с утверждением ценности личных заслуг, а не породы, с идеей широкого светского образования. Но уже с 1730-х годов в условиях послепетровской реакции, когда не общенациональные задачи, а исключительно классовые интересы помещичьего сословия определяли политику самодержавия эта идеология была переосмыслена новым течением русской общественной мысли просветительством.

Официальная идеология Петровской эпохи в своей трактовке государства склонялась к гоббсовской точке зрения полного подчинения подданных абсолютной власти государя, каков бы он ни был и как бы ни тяжка была его власть. В этом вопросе Петр довольно близок к Ивану Пересветову и другим абсолютистским идеологам XVI в. Но вместе с тем в политической идеологии Петра и его окружения был один и очень существенный

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В интернете появилось видео рэп-баттла Oxxxymiron и Dizaster
Во время баттла в Лос-Анджелесе Dizaster шутил над коммунистическим прошлым России, а также упрекал страну в агрессивной внешней политике.
В Геленджике откроют греческий культурный центр
Посетители культурного центра смогут увидеть бюсты великих личностей греческого происхождения, оказавших влияние на развитие культуры, науки, образования, а также картины, отражающие значимые события Древней Греции, эксклюзивные экземпляры Библии и Евангелие, иконы, предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты.
В Лондоне назовут имя лауреата Букеровской премии по литературе
Сегодня в Лондоне объявят имя лауреата Букеровской премии в области литературы на английском языке.
Мединский поддержал идею передачи Свердловской киностудии региону
В Екатеринбурге министр культуры РФ Владимир Мединский поддержал идею передачи Свердловской киностудии в региональную собственность.
Революционный Омск 1917 года покажут на федеральном канале
17 октября пресс-служба омского Правительства сообщила, что накануне съемочная группа прибыла в наш город, где успела пообщаться с директором краеведческого музея Петром Вибе.
Индийский политик предложил стереть Тадж‐Махал из истории страны
Мавзолей Тадж-Махал построили в XVII веке, он является одной из визитных карточек Индии и одним из самых привлекательных мест для туристов.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика