политическая
идеология, притом
идеология официальная, государственная. Эту идеологию создавал и развивал сам
Петр в своих законодательных актах и его ближайшие сотрудники:
Шафиров, Прокопович.
Хотя в этой официальной политической литературе Петровской эпохи встречаются
неизбежные ссылки на божественное предопределение, по существу идеологическое
обоснование петровского абсолютизма создавалось вне всякой связи с религией и
церковью. Феофан Прокопович в Правде воли монаршей 1722 утверждал, что всякое
правительство основано на общественном договоре, имеет начало от первого в сем
или оном народе согласия. 8
Таким образом, официальный
программный правительственный документ опирается на теорию общественного
договора и естественного права, а не на апостола Павла. Через десять лет
Феофан уже в духе Гоббсовской апологетики абсолютизма объясняет происхождение
власти в обществе всеобщей враждой и страхом человека за свою жизнь и
безопасность в условиях естественного состояния: Верховная в человецех
власть сия
то есть: и злострастием человеческим узда, и человеческого сожительства ограда,
и опережение, и заветренное пристанище. Если бы не сие, уже бы давно земля
пуста была, уже бы давно исчез род человеческий. Злобы человеческие понудили
человек во един общества союз и сословие собираться и предержащими
властями, силою,
от всего народа, паче же от самого бога данною, вооруженными храните и
заступали
себе как от внешних супостатов, так и от внутренних злодеев. 9
И с этой теоретической
предпосылкой согласуется практический вывод Феофана о спасительности
абсолютизма единодержавия, как он говорит для России: Пущай кто хвощет
диспутует
и в рассуждении трудится, который лучший и который худший правительства образ,
и который которому народу угодный или противный, а нам всего того взыскание
стало ненужное, излишнее; научили нас, что нам добро и что зло, многолетних
времен искусы. . . Се и в недавнее
годы, когда неким похотелось правительства Шуйского, что с нами бытии
имело, не
трудно всякому
13
рассудите. Но. .
. бог наступившее оное бегство прогнал
умирающей монархии оживлением. 10
Мысль о том, что самодержавие
для России единственное спасение и что только абсолютистский строй может вести
страну по пути общественного и культурного прогресса, не была на рубеже
17201730-х
годов только утопической иллюзией или сознательным лицемерием, как это стало
уже полустолетием позже. Практически-реформаторская деятельность Петра главным
образом и в конечном счете служила интересам господствующих классов дворянской
империи. Но осуществляя свои реформы, укрепляя абсолютистскую дворянскую
монархию, Петр сознательно добивался общенационального культурного
прогресса. Деятельность
Петра и его окружения во многих случаях выходила за рамки конкретных классовых
интересов господствующего сословия и служила интересам общенациональным. В
Петровское время была создана официальная идеология с теорией общественного
договора и полным подчинением личности общему благу, с превращением церкви в
слугу государства и секуляризацией общественной мысли, с утверждением ценности
личных заслуг, а не породы, с идеей широкого светского образования. Но уже с
1730-х годов в условиях послепетровской реакции, когда не общенациональные
задачи, а исключительно классовые интересы помещичьего сословия определяли
политику самодержавия эта идеология была переосмыслена новым течением русской
общественной мысли просветительством.
Официальная идеология
Петровской эпохи в своей трактовке государства склонялась к гоббсовской точке
зрения полного подчинения подданных абсолютной власти государя, каков бы он ни
был и как бы ни тяжка была его власть. В этом вопросе Петр довольно близок к
Ивану Пересветову и другим абсолютистским идеологам XVI в. Но вместе с тем в
политической идеологии Петра и его окружения был один и очень существенный