Се образ
изваян премудрого
героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя
служил, Свои законы сам примером утвердил, Рождены к скипетру простер в
работу руки, Монаршую власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он
строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в
морях, Художников сбирал и обучал Солдатов, Домашних побеждал и внешних
супостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества отец. Земное божество Россия
почитает, И
столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
16
Остальные четыре надписи к той
же статуе развивают отдельные мотивы первой надписи.
Вслед за ними идет Надпись, которая
изображена на великолепной серебряной раке святому, благоверному и великому
князю Александру Невскому . . . в Александро-Невской
монастыре 1750. И в этой надписи, хотя ее героем является Александр
Невский, говорится
о Петре и о заслугах Невского как предшественника Петра:
Свитый и
храбрый князь здесь
телом почивает, Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он
противных побеждал, И где невидимо Петру споспешествовал.
В
седьмой надписи тема Петра
почти исчезает, она звучит только в строке о Елизавете, которая спешит из
Москвы в град Петров. Зато в восьмой надписи На спуск корабля Александр
Невский 1749 ее содержание позволяет Ломоносову очень эффектно напомнить о
Петре в последней, заключительной строке:
Гора, что
горизонт на суше
закрывала, Внезапно с берегу на быстрину сбежала, Между палат стоит, где был
недавно лес; Мы веселимся здесь в средине тех чудес. Но мы бы в лодочке на
луже чуть сидели, Когда б великого Петра мы не имели. 5
Девятая надпись составляет как
бы соединительное звено между петровскими и елизаветинскими надписями, так как
в ней говорится о Елизавете, но главным образом как о дочери и преемнице Петра
I:
Природа как тебя
на свет
производила,
На то истощена
была ее вся сила,
Дабы ни одного
таланта не
отнять.
Велик твой был
отец, была
прекрасна мать;
Герой тебя
родил, носила героиня:
Какой быть
должен плод Не Инной,
как богиня.
Но сколько
смертных ты превыше
почтена,
Ты столько
сердцем к ним и
щедра и склонна.
И в те
часы, когда лице свое
скрываешь,
К народу своему
щедротою сияешь.
6
Напряженную борьбу пришлось
выдержать Ломоносову за право выступить с похвальным словом речью