Вновь бог появляется в оде
1757 г. , где от его имени Ломоносов обращается к правителям Европы с
категорическим увещеванием управлять по законам правды в духе просвещенного
абсолютизма, как сказали бы мы:
Правители, судьи внушите, Услышу
вся словесно плоть, Народы с трепетом внемлите: Сие глаголет вам Господь
Храните
праведны заслуги И
милуйте сирот и вдов; Сердцам нелживым будьте драги И бедным истинный
покров; Присягу
сохраняйте верно Приязнь к драгам нелицемерно; Отверзете просящим
дверь; Давайте
страждущим отраду, Трудам законную награду, Взирайте на Петрову дщерь.
74
Мои к себе
щедроты знайте, Но
твердо все то наблюдайте, Что Петр, она и Я велел. 29
Весь монолог бога, стилистически
очень тонко и тщательно выдержанный в формах библейской поэтической стилистики,
в духе псалмов и книг пророков, трактует очень важные и злободневные вопросы
внешней и внутренней политики. Сюда входит и милости к сиротам и вдовам воинов,
и доверие неложным судьям, и защита бедных от бесчисленных посягательств
власть имущих, и внимание к просителям, и т. д. Все вместе это поэтически
выражало очень прозаическую проблему законности, проблему, неразрешимую в
условиях бюрократического абсолютизма XVIII в.
Вся программа, которую
излагает Ломоносов перед верховной властью как заветы бога, в представлении
поэта реально исторически уже была однажды осуществлена Петром I. Поэтому дела
и заветы Петра и дела Елизаветы в той мере, в какой она верна заветам Петра I
в самом полном виде осуществляют политическую программу Ломоносовского
бога. Недаром
иерархия авторитетов начинается у Ломоносова Петром и кончается богом, а не
наоборот:
Но твердо все то
наблюдайте,
Что Петр, она Елизавета, И. С. и Я велел.
Бог теперь вмешивается и в ход
событий европейской истории. Особенно увеличивается активность бога в одах
Ломоносова конца 1750-х годов откликах на события Семилетней войны. Действия
России против прусской агрессии Ломоносов освящает поддержкой и
покровительством божественной воли:
Противные
страны трепещут, Вопль,
шум везде, и кровь и звук. Ужасные перуны метут Размахи сильных рисских рук.
О ты, союзная героиня И сродни с нашею богиня По вас поборник Вышний бог, Он
правду вашу защищает, Обиды наглые отмщает, Над злобою возвысил рог.