serman-stil

 

СЕРМАН И.З. ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
СЕРМАН И.З.
ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛОМОНОСОВА
стр. 46


Собрание лучших сочинений 1762, ч. IV, стр. 237273 поместил со своими сочувственными примечаниями перевод полемического письма Руссо с возражениями против основной идеи поэмы Вольтера. 36 Можно думать, что Ломоносов, внимательно следивший за творчеством Вольтера стихи последнего

77

Фридриху II Ломоносов перевел чуть ли не через месяц после их появления в списках, был знаком и с поэмой Вольтера, и с откликами на нее.

Ломоносов иначе, чем Вольтер, откликнулся на лиссабонское землетрясение. Ломоносов нашел научное объяснение землетрясений как закономерного явления, вытекающего из геологической структуры Земли и тем самым сделал ненужным и беспочвенным самый спор между сторонниками и противниками философии оптимизма.

Однако поставленная Вольтером проблема зла, как показало дальнейшее ее развитие в учениях немецкой идеалистической философии и, позднее, в романтической литературе, стала одной из центральных философских проблем века.

Решение частного вопроса о детерминизме зла в природе происхождение землетрясений не избавляло Ломоносова от необходимости дать ответ и на вопрос о роли зла в человеческом обществе и в истории. Семилетняя война, в ходе которой все неприглядные стороны дворянско-бюрократической империи в России обнаружились с небывалой до того ясностью и очевидностью, направила внимание Ломоносова на поиски конкретных причин слабости и несовершенства абсолютистского строя.

Рационалистическая мысль века вновь и вновь возвращалась к проблеме согласования, примирения эгоизма личности зла, как думали многие из просветителей, и общественного интереса, общественной пользы, т. е. добра. В наиболее конкретной форме, особенно во второй половине столетия исследовалась одна из важнейших страстей тщеславие, гордость, стремление к славе.

Монтескье считал, что республиканский строй может держаться только на добродетелях граждан, причем имеются в виду, конечно, политические, общественные добродетели. Что именно он считает республиканскими добродетелями, можно видеть из противопоставления монархии и республики; по его мнению, в отличие от республики, монархия существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей. 37 Для монархического правления

78

Монтескье находит, взамен добродетели, другую движущую пружину честь: Все это напоминает систему мира, где есть сила, постоянно удаляющая тела от центра, и сила тяжести, привлекающая их к нему. Честь приводит в движение все части политического организма; самым действием своим она связывает их, и каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общему благу. 38

Поэтому Монтескье склонен был положительно оценивать с точки зрения общественной пользы и исторического прогресса стремление к личной славе или, как он сам писал, тщеславие vanite, в котором он видел действенное и необходимое средство для процветания нации: Тщеславие служит для правительства настолько же полезной пружиной, насколько гордость опасной. Достаточно только представить себе, с одной стороны, бесчисленные блага, вытекающие из тщеславия: отсюда рождаются роскошь, промышленность, искусство, моды, вежливость, вкус . . . леность порождается гордостью, труд следствие тщеславия. Гордость заставляет испанца не работать; тщеславие побуждает француза научиться работать лучше других. 39

Французские материалисты, особенно Гельвеций, еще последовательнее, чем Монтескье, подчеркивали политический смысл проблемы стремления к славе. Считая страсти человека первопричиной всякого общественного и умственного прогресса,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В BBC главного героя сериала «Лютер» назвали недостаточно аутентичным чернокожим
Глава по дивёрсити в BBC Миранда Уэйланд заявила, что герой Идриса Эльбы из сериала «Лютер» недостаточно аутентичный чернокожий. По словам Уэйланд, Джон Лютер не кажется аутентичным, потому что у него нет чернокожих друзей и потому что он не ест карибскую еду.
Сергей Жигунов безвозмездно передал права на героев саги «Гардемарины» Светлане Дружининой
Артист сделал обращение к Дружининой в Инстаграме. Он сообщил, что на безвозмездной основе передает режиссеру права на героев саги, чтобы у нее не возникло никаких препятствий при съемках пятой части.
Okko и «СберЗвук» назвали самые прослушиваемые музыкальные композиции россиян в 2021 году
Видеосервис Okko и аудиосервис СберЗвук выяснили, какие музыкальные классические композиции предпочитают слушать россияне в 2021 году. Исследование приурочено к Международному дню культуры. Целью было выяснить, какие исполнители классического направления нравятся россиянам.
Ликвидаторам представили российский фильм о Чернобыле
«Хотелось бы, чтобы наши кинематографисты показали подвиг простых людей – чего не было в американском сериале о Чернобыле», – сказал газете ВЗГЛЯД участник ликвидации аварии на ЧАЭС, кавалер ордена Мужества Владимир Бень, комментируя выход на экраны фильма «Чернобыль» режиссера Данилы Козловского.
В России вышел фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом
В фильме снимались Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс и другие. Режиссерское кресло занял Флориан Зеллер, это его дебютный проект.
Семь человек претендуют на должность худрука Камчатского театра кукол
Завершился прием заявок на должность художественного руководителя Камчатского театра кукол, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на краевое министерство культуры. Творческие проекты представили 7 деятелей сферы культуры из Москвы, Санкт-Петербурга и Петропавловска-Камчатского.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика